Пелевин - писатель удивительный. Меня, кстати , абсолютно не волнует ореол таинственности вокруг него. Закрытость , нежелание давать интервью, по мне так , плохая пародия на затворничество Сэлинджера. Но, это не важно , его право. Главное - книги. Помню свой восторг от "Чапаева и пустоты" и "Омона Ра".
Но, " Непобедимое солнце" -
откровенно слаб и скучен, даже нарочито слаб и скучен . И сюжет, и художественное воплощение. Подозреваю, писатель немного постебался над читателем - роман, видимо, был дописан к концу весеннего карантина ("..отличается от плохого гриппа в основном хорошим пиаром ").
Не могу не предъявить и издателям свой маркетингово-экологический протест: огромные поля на страницах - можно было поместить ещё один роман , и шрифт большой - растягивали текст придавая почти бутафорскую увесистость.
Читаешь пересиливая скуку , в надежде, что вот-вот сейчас автор вознаградит тебя накалом страстей , неожиданной развязкой , философским озарением . Но, фигушки вам )))
Изъезженная тема очередной мистической тайны из древности, исторические коллизии римских императоров-бисексуалов, угроза переформатирования (краха) Вселенной путём вхождения в психоделический транс с высшими божественными силами некими избранными чуваками в масках солнца и луны через священный камень и прочая скучная эзотерическая дребедень, приправленная бледными буддисткими матрами. Рассуждение о природе Бога, добра и зла - как-то неубедительны и не особо оригинальны . Единственное спасение и аутентичное удовольствие - рассуждения о полит-х и социальных реалиях мира сегодняшнего. О "тоталитаризме" мировых корпорации, жалкой растерянности человека -современного, модного раба агрессивной рекламы, о корпоративных анархистах , феминизме, путинизме, культурной апроприации и прочих ставших семиотическими мэмами явлениях нашей жизни.
Ироничный стёб над нынешним цифровым ГУЛАГом , про психо-лингвистическую мутацию, которую он несет в себе, высмеивание моды на духовные практики, засилие кликбейта - вот обо все этом очень крутые наблюдения и характеристики.
Отдаю должное точным, язвительным формулировкам и констатации. Это просто отдельное семантическое и морфологическое удовольствие. Других достоинств, увы я в книге не увидела .
Приведу несколько цитат, которые зацепили :
" Эмодзи - это протез селфи за которым можно временно спрятать свою мерзкую рожу",
"Будда подолгу глядел на разлагающиеся трупы в разных стадиях распада , постигая суть физического существования. А западный буддизм пытается впарить тебе улыбающийся труп , покрытый толстым слоем оптимистического макияжа - потому что сегодняшний Будда должен преуспеть на рынке ".
А , еще!
Обнаружила поразительную схожесть наблюдений Пелевина с высказываниями Сергея Кургиняна . Они оба явно "топят" в одном векторе . Если прочтёте роман , сравните его посыл с тем, что говорит Кургинян: "21 век стал временем , когда человек в наибольшей степени может соединится со своими личностными ресурсами - открыть свои тайны - и в наибольшей степени лишенный этой возможности" .
"Все подлинное трудно . Медленно, трудно , требует тебя целиком , мучительно . А тебе предлагают нечто простое , на халяву : дыхни пять раз, чихни два раза, сядь в эту позу, относись с барышней . И получишь бессметное тонкое тело . Не получил - завтра получишь . Ну ещё постарайся . Так затягивают козлов и лохов на это поле ".
У Пелевина и Кургиняна прямо эстетико-философская коллаборация получилась!
Возможно, вторя именно этой мысли в конце романа Пелевин, сообщает читателю, что все произошедшее всего лишь медитативные видения героини. Иллюзия - как символ того, что ни к какому, даже подобию истины, герой так и не приблизился . Транслируя мысль, что именно сейчас в век развитых технологий , и, одновременно интеллектуального растления, человек, как никогда далёк от понимания Бога и тайн мироздания .