Найти тему

Роман Пелевина ни о чём, и ни о чём снова

Пелевин - писатель удивительный. Меня, кстати , абсолютно  не волнует ореол таинственности вокруг него. Закрытость , нежелание давать интервью, по мне так , плохая пародия на затворничество Сэлинджера. Но, это не важно , его право. Главное - книги. Помню свой восторг от "Чапаева и пустоты"  и "Омона Ра".

Но, " Непобедимое солнце" -

откровенно слаб и скучен, даже нарочито слаб и скучен . И сюжет, и художественное воплощение. Подозреваю,  писатель немного постебался над читателем -  роман, видимо, был дописан к концу весеннего карантина ("..отличается от плохого гриппа в основном хорошим пиаром "). 

Не могу не предъявить и издателям свой маркетингово-экологический протест:  огромные поля на страницах - можно было поместить ещё один роман , и шрифт большой  -  растягивали текст придавая почти бутафорскую увесистость.

Читаешь  пересиливая скуку , в надежде, что вот-вот сейчас автор вознаградит тебя накалом страстей , неожиданной развязкой , философским озарением . Но, фигушки вам ))) 

Изъезженная тема очередной мистической тайны из древности, исторические коллизии римских императоров-бисексуалов, угроза переформатирования (краха) Вселенной путём вхождения в психоделический транс с высшими божественными силами некими избранными чуваками в масках солнца и луны через священный камень и  прочая скучная  эзотерическая дребедень, приправленная бледными буддисткими матрами. Рассуждение о природе  Бога, добра и зла - как-то неубедительны и не особо оригинальны . Единственное спасение и аутентичное удовольствие -  рассуждения о полит-х и социальных  реалиях мира сегодняшнего. О "тоталитаризме" мировых  корпорации, жалкой растерянности человека -современного, модного раба агрессивной рекламы, о  корпоративных анархистах , феминизме, путинизме, культурной апроприации и прочих ставших семиотическими мэмами явлениях нашей жизни. 

Ироничный стёб над нынешним цифровым ГУЛАГом , про психо-лингвистическую мутацию,  которую он несет в себе, высмеивание моды на духовные практики, засилие кликбейта - вот обо все этом очень крутые наблюдения и характеристики. 

Отдаю должное точным, язвительным формулировкам и констатации. Это просто отдельное семантическое и морфологическое удовольствие.  Других  достоинств, увы  я  в книге не увидела . 

Приведу несколько цитат, которые зацепили : 

" Эмодзи - это протез селфи за которым можно временно спрятать свою мерзкую рожу",

"Будда подолгу глядел на разлагающиеся трупы в разных стадиях распада , постигая суть физического существования. А западный буддизм пытается впарить тебе улыбающийся труп , покрытый толстым слоем оптимистического макияжа - потому что сегодняшний Будда должен преуспеть на рынке ". 

А , еще! 

Обнаружила  поразительную  схожесть наблюдений Пелевина  с высказываниями Сергея Кургиняна . Они оба явно "топят" в одном векторе . Если прочтёте роман , сравните его посыл с тем, что говорит Кургинян: "21 век стал временем , когда человек в наибольшей степени может соединится со своими личностными ресурсами - открыть свои тайны - и в наибольшей степени лишенный этой возможности" . 

"Все подлинное трудно . Медленно, трудно , требует тебя целиком , мучительно . А тебе предлагают нечто простое , на халяву : дыхни пять раз, чихни два раза, сядь в эту позу, относись с барышней . И получишь бессметное тонкое тело . Не получил - завтра получишь . Ну ещё постарайся . Так затягивают козлов и лохов на это поле ". 

У Пелевина и Кургиняна прямо эстетико-философская коллаборация получилась!  

Возможно,  вторя именно этой мысли в конце романа Пелевин, сообщает читателю, что все произошедшее  всего лишь медитативные видения героини. Иллюзия - как символ того,  что ни к какому, даже  подобию истины, герой так и не приблизился .  Транслируя мысль, что именно сейчас в век развитых технологий , и, одновременно интеллектуального растления,  человек,  как никогда далёк от понимания Бога и тайн мироздания .