Найти в Дзене
Юра Игнатов

Золотая лихорадка в Якутии. Часть 1. Начало.

Лежал, дремал, ворочался с боку на бок. Ну хочь убей не спится. И решил побаловать вас ещё одним рассказиком о начале моей Северной трудовой жизни. Прилетел я в поселок Усть-Нера в межсезонье. Это был апрель месяц 1983 года. В посёлке на автовокзале встретил друга моего товарища по рассказам которого я поехал в Якутию искать приключений. Решил попробовать себя в качестве добытчика золота. На место назначения ещё надо было добираться автобусом который ходил один раз в день. Но новое все интересно и ожидание автобуса прошло незаметно. Но наконец погрузилась и тронулись. Дорога была долгой. Мы ехали всю дорогу в гору на Ольчанский перевал. На вершине сделали остановку, технике тоже отдых нужен. То место называли "Тещин язык", дорога вдоль сопки шла зиг- загом, узкая, с одной стороны пропасть, с другой стена. А название этому месту дали такое потому что машины иногда улетали в низ. После остановки наш ПАЗИК резво начал скатываться по дороге вниз и я скоро прибыл в поселок Оль

Лежал, дремал, ворочался с боку на бок. Ну хочь убей не спится. И решил побаловать вас ещё одним рассказиком о начале моей Северной трудовой жизни.

Прилетел я в поселок Усть-Нера в межсезонье. Это был апрель месяц 1983 года. В посёлке на автовокзале встретил друга моего товарища по рассказам которого я поехал в Якутию искать приключений. Решил попробовать себя в качестве добытчика золота. На место назначения ещё надо было добираться автобусом который ходил один раз в день. Но новое все интересно и ожидание автобуса прошло незаметно.

Но наконец погрузилась и тронулись. Дорога была долгой. Мы ехали всю дорогу в гору на Ольчанский перевал. На вершине сделали остановку, технике тоже отдых нужен. То место называли "Тещин язык", дорога вдоль сопки шла зиг- загом, узкая, с одной стороны пропасть, с другой стена. А название этому месту дали такое потому что машины иногда улетали в низ. После остановки наш ПАЗИК резво начал скатываться по дороге вниз и я скоро прибыл в поселок Ольчан.

Но тут Вася, друг моего друга, меня озадачил. Оказывается с Ольчана надо было ехать ещё автобусом до посёлка Октябрьский. И опять автобус ходил один раз в день. Но это даже не плохо. У меня состоялось первое по настоящему знакомство с людьми живущими на Крайнем Севере. Мы приехали днем, а автобус шёл утром. Так что ночевать где то надо было. Вася привёл меня в общагу, погутарил с ребятами и они выделили нам комнату. Мне было странно. Незнакомый человек приезжает, его кормят, поят, да ещё спать укладывают. Но это я понял уже в дальнейшем, северное гостеприимство. На утро мы сели в автобус который доставил нас к пункту назначения, он по местным меркам был рядом, всего 35 км.

Я Вас наверное утомил, постараюсь по короче. Первое время я устроился на работу строителем в старательскую артель "Восток". Строили телятник в посёлке. Работа была не привычной. Целый день жгли кострища, а затем выскребали грунт. Делали ямки под деревянные сваи. Все дома на Севере, там где я был, ну конечно большие на сваях. Но эта работа была временной и когда открылся сезон я был переведен мотористом пром прибора на госдобычу. Работал я на промывочном приборе ПКС-600,сутки через двое. Я освоился и все у меня шло хорошо. Даже умудрился на страничку газеты "Северная Звезда" попасть, правда с казусом. Фото моё и напарника, а фамилии и профессии другие. Вот такой казус.

Ну что я все о работе, расскажу Вам немножко о быте. Жил я в одно этажном деревянном общежитии. По среди располагался коридор, а по сторонам комнаты. В комнатах было по разному, в нашей 5 человек. В это время в Оймяконском районе был сухой закон. Поселок был небольшой, один магазин, школа, баня, клуб. Все друг друга знали. Но немножко о сухом законе. Водку все-таки выдавали в субботу и воскресенье по бутылке на человека. Вина было море, брали в магазине вёдрами, его привозили с Магадана в бочках. Так что с умом то можно и усугубить. В субботу и воскресенье в клубе были танцы. Собирался весь посёлок. Танцы начинались в 12 вечера и до утра. На танцах присутствовал весь контингент от мала до велика. Веселились до упада. А на счет ночей, так летом их там нет. Ночью как днём, только солнца нет. Первое время ляжешь, уснешь, просыпаешься на часы глядь, восемь часов. Ноги в руки и бегом на автобус, который собирал рабочих и отвозил на участок. Прилетаешь, а над тобой смеются, другая смена. Значит ещё не вечер, а утро. Ночью выходили на улицу и играли на теплотрассы в карты.

Питание было нормальное, на участке работала столовая, кормили за счёт прииска. В посёлке потрудней. Мясо в магазине по талонам, масло сливочное тоже. Я уже забывать стал, талоны выдавались каждому, 2 килограмма мяса и 500 грамм масла на месяц. Мясо было говядина, оленина и австралийская баранина пахнующая потом. Остальные продукты были, так как на материке, но дорого. Чего небыло это овощей. Один огурчик по тем временам стоил 15 рублей, семечки на материке 10 копеек, там рубль. Какие заработки такие и цены. На материке я зарабатывал в месяц 180 рублей, там 900 рублей

Вот так и жили. Работа, общага, танцы, да ещё телевизор. Программа передач начиналась ночью по каналу"Орбита". А ночью по тому что временная разница с Москвой составляла 9 часов

Осенью мне пришла телеграмма что умерла мама, я уволился и уехал на похороны, но я не успел. В Якутске задержали вылет. Вы скажите что это такое отца летел хоронить с Иркутска, мать с Якутска. Судьба видно моя такая и с ней мне жить.

Извените за столь нудный рассказ, но это жизненный этап его никуда не выкинешь и не сотрешь, будет пробел.