Приближались первые экзамены. Всех поступающих разделили на группы, выдали зачетные книжки, вывесили порядок экзаменов. Первым экзаменом в моей группе была история. Накануне экзамена была запланирована консультация с преподавателем факультета и индивидуальное собеседование. Консультацию и собеседование проводил профессор Дубровский - интеллигентный, с дворянской внешностью и фамилией, и аккуратной академической бородкой.
Он вежливо расспросил меня откуда я родом, в какой школе учился, почему выбрал именно историю, что знаю о причинно-следственных связях, которые так важны в истории. Немного побеседов со мной, профессор убедился, что я в истории не в зуб ногой. Он заметил добродушно, что если не получится поступить сразу, при институте есть подготовительное отделение. Ребята после армии, проучившись там год, очень успешно сдают экзамены.
С тяжелым чувством уехал я тогда из института. Ночь прошла в тревогах. Причинно-следственные связи….Что-то я не помню, чтобы про них где-то писали. Теперь вспоминать об этом без смеха невозможно. А тогда для меня все было всерьез. Совершенно безграмотный, но самонадеянный и целеустремленный, я очень боялся, что не поступлю. На такой случай у меня планов не было.
Первым экзаменом в нашей группе была история. Промучавшись ночь, я решил, что может это даже хорошо - сразу все и решится. Вылез из автобуса на две остановки раньше, чтобы пройтись и успокоиться. По дороге я стал рассуждать о том, какой вопрос я знаю лучше всего. Почему-то подумал про Ледовое побоище, я очень любил наш старый советский фильм про Александра Невского и знал его наизусть.
Я стал вспоминать все, что читал про это. И вот, когда до института осталось совсем немного, под ногами увидел что-то, поднял – подкова. Старая ржавая подкова. «Это хороший знак»,- подумал я и успокоился.
Все абитуриенты ждали вызова по громкоговорящей связи, сидя в актовом зале института. Прозвучал мой номер, и я отправился на свой первый экзамен.
За столом экзаменационной комиссии я увидел того самого профессора с бородкой. Я решительно вытянул билет и назвал его номер. Каково же было мое удивление и неописуемая радость, когда я прочитал первый вопрос: Феодальная раздробленность на Руси. Ледовое побоище. Не помня себя от радости, я сел на свободное место и даже не стал ничего писать в черновик - готов был отвечать даже без подготовки.
Наверное, это заметил профессор и предложил мне идти отвечать. И тут, как говорится, Остапа понесло! Я рассказывал в лицах, цитировал летопись, изображал моменты сражения, описывая переживания русского князя - такого представления комиссия, судя по всему, еще не видела. Все еле выдавливали от страха из себя знания, а я такой перформанс устроил от переизбытка чувств.
Профессор расцвел в улыбке и даже не стал слушать до конца второй вопрос о рабочем движении в России, о котором я имел очень слабое представление. Он что то написал в моей зачетке и торжественно вручил её мне. Из аудитории я вышел ошалелый, меня тут же остановил дежурный студент.
- Ну, что?- спросил он.
- Не знаю,- ошалело ответил я.
- Так ты посмотри.
- Где?
- В зачетке, идиот!
И он заглянул в мою зачетку.
- Ничего себе,- аж присвистнул он от удивления. - Получить пять баллов у самого Дубровского! Ну ты, парень, даешь!
- Как пять?
- Да вот же, смотри. И ткнул пальцем в зачетку. Там действительно красовалась пятерка. Я был готов к любому провалу, но к такой удаче...готов не был.
Из института я летел на крыльях. Я был счастлив - такое везение бывает хоть раз в жизни у каждого.
#личная история #поступление в вуз
#экзамен по истории #везение