Важно правильно рассчитать стоимость каждой услуги, чтобы бизнес приносил прибыль и инвестиции окупали себя. Завышенная цена на услугу отпугивает клиентов, и они уходят к конкурентам. Заниженная цена может вызвать подозрение в низком качестве. Что нужно учесть при ценообразовании в сфере услуг, расскажут специалисты Контур.Маркета на примере салона красоты.
Пять составляющих цены на услугу
Стоимость каждой услуги разная. Например, массаж может обойтись в 2 000 ₽ за сеанс, а уход за кожей лица в 3 000 ₽. Цены разные, потому что в каждую из них входят разные составляющие.
Цена на услугу — это затраты на материалы, аренду помещения, коммунальные платежи, зарплату персонала и торговая наценка предприятия. Если для оказания услуги требуются более дорогостоящие материалы и оборудование, а специалист обладает высокой квалификацией, то и стоимость ее будет выше остальных.
Важно учитывать все статьи затрат предприятия на формирование услуг. Среди них нет более и менее важных. Если что-то упущено, сложнее получить запланированную прибыль.
Затраты на материалы
В цену услуги входит стоимость расходных материалов и средств с учетом нормы расхода. Например, для покраски волос в салоне используют краску, осветлитель, бальзам. При процедурах ухода за кожей — очищающие средства и маски.
Зафиксируйте количество и объем средств на одну стандартную процедуру. Важно не забыть и про расходные материалы: шапочку, простыню, салфетки, перчатки, ватные диски.
Иногда для соблюдения нормы расхода составляют технологические карты для каждой услуги. В них указывают все косметические средства, материалы и стандартный расход на одну процедуру. Это нужно не только, чтобы формировать адекватные цены, но и учитывать расходники, чтобы вовремя заказывать их поставщику. Если специалист потратил средства в большем объеме, клиент оплачивает расход по отдельному тарифу.
В основном техкарты подходят сетям, где важно соблюдать единый регламент оказания услуг и ведение учета значительно усложняется. В этом случае без техкарт сложнее прогнозировать прибыль салона.
На практике поступают проще, ориентируясь на средний расход сопутствующих материалов. Например, одной упаковки шампуня хватает на месяц, а маски для волос — на полтора месяца. Стоимость бутылок делят на количество услуг, для которых потребовался шампунь или маска. В результате руководитель понимает, сколько рублей нужно добавить к стоимости услуги.
Заработная плата
Зарплата сотрудника зависит от квалификации, сложности работ и количества его постоянных клиентов. Например, вчерашний стажер, который еще не наработал свою клиентскую базу, получает меньше по сравнению с опытным мастером, у которого есть постоянная клиентура.
Если персонал участвует в отраслевых семинарах, конкурсах и фестивалях, это тоже повод платить больше. Уместно разместить в салоне красоты дипломы об участии в профессиональных мероприятиях, чтобы подчеркнуть ценность услуг для клиентов.
Кроме фиксированной зарплаты специалисты могут получать и процент от услуг. Это может стать хорошим мотиватором для мастеров, которые получают меньше коллег из-за небольшого стажа. Чтобы посчитать вознаграждение, можно использовать отчет об отработанном времени и добавлять имя мастера в чек с помощью Контур.Маркета.
Следите за соблюдением баланса между зарплатой сотрудников и прибылью салона. Если мастер получает больше, чем доход салона от каждой отдельной услуги, лучше пересмотреть систему ценообразования или размер вознаграждения.
Аренда помещения
Это фиксированная плата, которая не зависит от количества клиентов салона. Стоимость аренды площади, на которой расположен салон, важно заблаговременно распределить между всеми услугами и внести как составляющее их цены.
Например, арендная плата в торговом центре, где расположен маникюрный салон «Галактика», составляет 30 000 ₽ в месяц. Салон работает без выходных, таким образом, аренда составляет 1 000 ₽ в день. В среднем в день оказывается от 5 до 20 услуг, поэтому при формировании прайса приняли решение добавить к стоимости услуги 100 ₽ как составляющую арендной платы.
Коммунальные услуги
Если коммунальные услуги не входят в арендную плату или помещение находится в собственности, оплачивать их приходится отдельно. Это расходы на водоснабжение, отопление, канализацию, электроэнергию, вывоз мусора…
Расход коммунальных услуг зависит от специфики бизнеса. В парикмахерском салоне повышенный расход воды, а в ателье и мастерской по ремонту техники — электроэнергии. В любом случае это дополнительная строка расходов, которую необходимо учесть при формировании цен.
Оценить объем коммунальных платежей можно через месяц работы, но иногда и через два-три месяца. Как понять, какой процент заложить в стоимость услуги? Если салон расположен в торговом центре, услуги клининга, и уборки территории предоставляет его владелец. Поэтому формула расчета наценки отличается от формулы для салона, находящегося в отдельном здании.
Специалисты советуют придерживаться такой формулы: наценка за коммунальные платежи равна 50% от наценки за аренду помещения. Если отдельно тратитесь на клининг и уборку прилегающей территории, делайте наценку, равную 100% наценки за аренду помещения.
Торговая наценка предприятия
Наценка включает в себя расходы, о которых не упомянули выше. Например, на рекламу, обучение сотрудников, мелкий ремонт. Кроме этих затрат на размер наценки влияет класс салона красоты.
Если салон работает для премиальной клиентуры, то и наценка должна быть выше, потому что клиенты к этому менее чувствительны, при этом общие затраты на ведение бизнеса высоки. К тому же клиенты премиум- и бизнес-класса имеют определенные ожидания по цене, и низкий прайс может вызвать сомнения в качестве обслуживания.
Если салон эконом-класса, размер наценки минимален, чтобы не отпугнуть клиентов. Бизнес достигает рентабельности за счет непрерывного потока клиентов и большого числа оказываемых услуг.
Салоны и клиники премиум-класса делают наценку 100 — 300%. Небольшие салоны наценивают 50 — 70%.
Устанавливайте наценку, ориентируясь на свою клиентскую аудиторию. Но не забывайте о прибыли, иначе бизнес рискует стать неэффективным.
Памятка: что важно для правильного формирования цены в услуговом бизнесе
Составить список и посчитать расход необходимых материалов
Если держите крупное предприятие или сеть салонов, помогают технологические карты, где отражается процесс оказания услуги и объемы материалов.
Учесть максимум расходов
Посчитайте всё: от аренды помещения до оплаты коммунальных услуг и клининга. В противном случае они лягут бременем на доходную часть предприятия.
Определить соразмерное вознаграждение мастерам и другим сотрудникам
Вознаграждение должно мотивировать сотрудника выполнять работу качественно, но не снижать рентабельность бизнеса.
Сформировать уровень наценки
Наценка должна учитывать расходы на рекламу обучение, ремонт и при этом соответствовать ожиданиям клиентов. Важен класс предприятия.
Правильное ценообразование делает услуги окупаемыми, работает на привлечение клиентской аудитории и гарантирует эффективность бизнеса. Используйте проверенные схемы, технологии и сервисы, чтобы получать стабильный доход.