Ребенок, имеющий "поглощающую мать" , не мыслит себя и не чувствует себя отдельным от нее человеком. Он чрезвычайно сильно зависит от настроения матери, ее оценки, бессознательных желаний. Психическая энергия такого ребенка направляется на то, чтобы удовлетворить желания своей матери, сделать ее счастливой. Он может испытывать сильнейшую вину, если видит, что с матерью что-то не так. Все в этом ребенке как будто подчинено матери. Он словно не может жить без нее, у него нет своих ориентиров и целей.
При этом такой ребенок далеко не всегда испытывает нежные чувства к матери, совсем наоборот. Часто он испытывает ненависть к ней, но, как правило, эта ненависть находится в области подознательного и он ее не осознает.
Возникает вопрос, что же может способствовать тому, что мать становится поглощающей. Скорее всего действует такой процесс как слияние. Этот процесс обусловлен многими факторами, но главный это недифференцированный материнский инстинкт, так как для выживания младенца мать долгое время необходима ему целиком и полностью. Часто матери младенцев отмечают, что не чувствуют себя отдельной. Есть мы, но не я и ребенок.
Почему же это слияние сохраняется, когда ребенок уже далеко не младенец, а когда он уже подросток или даже взрослый человек. Мы можем заметить, что матери часто используют местоимение мы, говоря о себе и о своем ребенке. Иногда кажется, что мать говорит о немощном младенце, а оказывается, что у нее взрослый сын. А такие дети часто чувствуют себя беспомощными.
"Мой опыт работы с такими клиентами показывает, что затяжному слиянию может способствовать и травматический опыт матери, когда она испытала угрозу потерять этого ребенка или теряла других своих детей. И этот страх и тревога всегда с ней. Этот ребенок становится чрезвычайно ценен, мать как будто растворяется в нем. Знаете, такое ощущение, что мать видит или желает видеть в нем лучшую себя . И тогда она подавляет любую инициативу в ребенке, так как его инициативность грозит его отдалением, а для матери это подобно смерти".
Психотерапевтическая помощь нужна и матери, и ребенку. Мать могла бы проанализировать свои страхи и тревоги, исследовать свои детские травмы и научиться жить собой, отделяясь от ребенка. А ребенок сепаривавшись от матери, начал верить в себя и доверять миру, понять свои потребности и возможности, через свое восприятие, а не глазами матери.