Данный трамвайный маршрут был создан в 1931 году, а закрыт увы был в сентябре 2011г, а именно 05 сентября, как раз в то время я работал на улице Большая Горная/Чапаева, и все прелести закрытия 12 маршрута ощутил на себе. В 1931г конечная 12 маршрута располагалась не на Улице Осипова, фактически конечная располагалась на месте нынешней воинской части. Кольцо на улице Осипова появилось по мере развития производственных мощностей Завода Корпус, случилось это в середине 50-х годов прошлого века. В своё время в основном в Советское 80-е года на 12 трамвае даже встречались двойные вагоны, в то время движение трамваев по Улице Радищева происходило иначе, трамваи ехали по Кругу Кутякова - Радищева - СГСЭУ - Большая Горная и далее 12 шёл до Сенного, 11 трамвай по Горького поднимался назад к Кутякова, а 1 трамвай после Радищева шёл по Челюскинцев к Музейной площади. Долгое время трамвай ходил по маршруту Улица Осипова - Улица Радищева, маршрут был очень популярным, потому что в нестабильные времена с точки зрения общественного транспорта, 12 трамвай как раз-таки ходил очень стабильно, этот был один из главных способов жителей СХИ быстро и удобно попасть в центр города и обратно, к слову так-же был и во времена моего детства, трамваи 11 и 12 очень сильно спасали. В 90-е годы начали проводить эксперименты с движением трамваев 11 и 12, и это было интересно, 12 трамвай пускали по такому маршруту Сенной Рынок - Большая Горная - Экономический университет - Улице Радищева и по улице Кутякова 12 трамвай следовал до улицы Осипова, 11 трамвай ехал по маршруту Кутякова - Горького - Горная - Экономический университет - Радищева ( Кутякова) - Горького - Большая Горная и в Солнечный, минус был в этом что 12 трамвай ходил в то время только до Осипова, соответственно люди ждавшие на Кутякова трамвай в Солнечный не могли на нём уехать, и ехали в круг на 11 трамвае, если бы 12 трамвай тогда пустили бы в Солнечный, эксперимент бы удался. В период до 2001г депо 12 трамвая располагалось на улице Романтиков в Солнечном, утром и вечером трамваи шли из Солнечного, и соответственно в Солнечный, что очень хорошо помогало жителям Солнечного добираться домой. В конце 2001г вместе с 11 трамваем 12 маршрут сменил Депо Ленинское на Кировское, что конечно было очень неудобно как и жителям Солнечного, так и водителям и кондукторам, потому что в те времена работники 11 и 12 трамвая в основном проживали в Солнечном. В 2000-х годах появилась практика при которой водителей помоложе ставили работать на 12 маршрут, многих из тех кто тогда начинал на 12, мы видим сегодня на маршрутах 11 и 3.Так-же 12 трамвай фактически первый из трамвайных в Саратове испытал работу вагона без кондуктора, с оплатой в первую дверь, но было это на паре вагонов буквально, в 2009-10 годах, потому что кондукторов не хватало на 11 маршрут, а в то время работать 11 маршруту без кондукторов было нельзя, сегодня это звучит фантастически, попробуйте найти сегодня хоть один вагон 11 трамвая с кондуктором. Весной 2009г состоялось знаковое событие, 12 трамвай был продлён в посёлок Солнечный! Это очень давно требовалось, на тот момент казалось что Саратовский трамвай расправил крылья и рванул вперёд, в 2008 пришли новые вагоны на 3 маршрут, а здесь ещё и продление 12 трамвая, этого мало кто ждал, но хотели многие. Таким образом получалось что с Солнечного можно было быстро попасть в самый центр города, минуя улицу Кутякова, Московская, это очень сильно спасало. Моё знакомство с 12 трамваем состоялось в 1997г в то время я на нём часто ездил к родственникам в гости, они жили на улице Симбирская, в те года вагоны 12 трамвая очень сильно заполнялись, хотя маршрут ходил только до Осипова, но маршрутов дублёров в виде миллиона штук не было, и 11 и 12 трамвай были очень успешны, плюс были не дорогие гражданские проездные. Потом я учился в экономическом университете и 12 трамвай меня очень сильно спасал от многочисленных пробок, на Кутякова, Московской, тогда я специально дожидался именно 12 трамвай, он доезжал быстрее всех. Затем я начал работать на Горной/Чапаева и возможность доезжать на работу была только на 12 трамвае, с чем он справлялся блестяще. До 2002г на Осипова была диспетчерская только 12 трамвая, в 80-Х, 90-х годах она располагалась на кольце рядом с трамвайным тупиком, в конце 90-х диспетчерская переехала ближе к сегодняшней, диспетчерская располагалась в пивном магазине возле сегодняшний диспетчерской 11 трамвая, затем для 11 трамвая создали его сегодняшнюю диспетчерскую, таким образом долгое время с 2002 действовало две диспетчерской, примерно в 2008 диспетчерские объединили, теперь на Осипова только диспетчерская 11 трамвая. В начале 2011г на Большой горной были уложены современные трамвайные пути, которые не вредят асфальту и не имеют большего шума, были установлены новые остановочные павильоны, у вагонов 12 трамвая были заменены маршрутники, теперь было указано что трамвай ходит по маршруту Геологический колледж - Улица Радищева, таким образом маршрутник не отличался от 11 трамвая, поэтому на стекла ставили табличку , по улице Большая Горная, на 11 ставили табличку по улице Кутякова, но всё равно находилось куча народу которые путали трамваи. Вообще-то говоря беды никто не ждал, и как громом среди ясного неба стала информация в начале сентября 2011г о временном прекращении движения 12 трамвая , и ремонте улицы Большая Горная, нечто такое мы тогда слышали уже перед закрытием 15 трамвая, сразу началась тревога, и как выяснилось не зря, достаточно быстро начали вытаскивать рельсы, это было абсолютно пагубное решение, которое шло вразрез с транспортным развитием улицы Большая Горная, где как и ожидалось после закрытия трамвая никакой другой транспорт работать не захочет. Жители улицы Большая Горная были против такого решения, не нашлось людей которым бы трамвай мешал, люди потеряли вместительный, социально ориентированный общественный транспорт, после такого как убрали рельсы улица Большая Горная встала в огромные пробки, чего при трамвае на ней не было, я как раз работал в течение года на горной, и видел какой бедой это стало для жителей, теперь доехать с Горной/Вольская или Горная/Чапаева до Сенного рынка стало огромной проблемой, раньше это было дело 5 минут, и в целом Большая Горная сегодня не имеет общественного транспорта, только на Горной/Горького есть маршруты у Экономического университета, и поперёк улиц Горная/Вольская в одну сторону идут автобус 284 и 94 , и поперёк Горной/Чапаева ходит 21 маршрутка и то не часто, а например что бы с Сенного рынка попасть до Горной/Чапаева, или Горная/Вольская нужно пройти 1,5 км пешком. Про то как на Большой Горной пытались запускать общественный транспорт после 12 трамвая, я писал здесь, это можно описать одним словом мучение. В этом году будет 11 лет как 12 трамвая нет, взамен мы получили Большую Горную без от. Что делать? Я считаю сегодня необходимо признать ошибку того решения, и заново сделать линию на Большой Горной, можно даже до моста до Хвесина, но и до Радищева было бы хорошо, также нужно сделать линию трамвайно-пешеходной от Сенного до Покровского Храма до пересечения Горная/ Симбирская. Люди снова смогут с комфортом ездить до Улицы Радищева, электротранспорт должен вернуться на эти улицы, 12 трамвай очень нужен городу! В Солнечном ветку крайне желательно продлить до ЖК Ласточкино, и будет очень хороший маршрут.
Трамвайный маршрут №12 Геологический колледж - Улица Радищева. Саратов.
4 апреля 20224 апр 2022
160
6 мин