Кризис, инфляция и ещё куча причин сделали меня в последнее время завсегдатаем так называемых «бомж-маркетов» — «Победы», «Светофора» и иже с ними. Кто хоть раз бывал в этих храмах торговли, знает, что это, по существу, большие склады, где владельцы не заморачиваются красотой оформления витрин. Да и витрина как таковых там нет, весь товар в коробках, над которыми на информационных табло проставлены цены и кодовый номер товара. То есть нет у них мерчендайзеров и прочей излишней публики, которой нужно платить и тем самым повышать цену продаваемого.
Зато есть весы, на которых нужно взвесить то, что выбрали. А услужливый автомат на этих весах, в соответствии с введённым кодом товара и его весом, выплюнет липкую бумажку с наименованием того, что покупаешь, его ценой и итоговой суммой. И тут начинается самое интересное…
Очередь на кассах медленная. И почему она медленная, стало ясно, когда подошло время обслужить меня: кассир перевешивала каждый товар, на котором уже стоял вес и цена! Я человек бесхитростный, патологически честный, и меня такое недоверие немного напрягло. Но девочка-кассир до объяснений не снизошла – видимо, с подобными обидками сталкивалась не впервые. Так что только буркнула: «Так положено, инструкция!».
Объяснил мне всё словоохотливый охранник тут же, когда я перекладывал товар из корзинки в свои баулы.
Причина первая
- Так они (он кивнул на копошение народа в зале) что вытворяют? Наберут овощей-фруктов в пакеты, взвесят, наклеят бумажку – а потом в этот незакрытый пакет ещё пару штук чего-они-там-покупают доложат! И только после этого липким чеком пакет запечатают. При этом многие стараются даже как бы и не наглеть – к килограмму моркови, например, доложат ещё один корнеплод весом граммов на сто…вроде и немного украл, и как бы совесть не очень замаралась. А страдает потом вот такая девчонка! – и охранник кивнул на взмыленную кассиршу – ведь за день как бы сотня килограммов такого уворованного да наберётся. А оценить рукой весовую разницу между килограммом и килограммом плюс сто граммов – вот вы возьмётесь?
Я подивился креативности населения… н-да, воистину голь на выдумки хитра!
Причина вторая
Электронные весы в том складском помещении, которое и является собственно магазином – гаджет достаточно сложный. Они связаны с сенсорным табло, на котором более чем ста позиций того товара, который представлен в зале. В весы заправляется специальная клейкая лента, на которой печатается чек-этикетка, которую и надлежит наклеить на пакет с выбранным. И всё это хозяйство требует обслуживания — для которого привлекается отнюдь не человек с улицы. А тот, кто во всей этой механике и электронике соображает. И способен настроить надлежащим образом.
А настройки такие весы требуют постоянно! Потому что могут «врать» как в ту, так и в иную сторону, и «враньё» это, как правило, связано с большой постоянной нагрузкой на них. Перевесят, и покупатель будет обжулен магазином. Недовесят — магазин сработает сам себе в убыток. Так что помимо штатных проверяльщиков оборудования, весы как в зале, так и на кассе обязательно проверят ещё и сотрудники контролирующих органов, на это уполномоченных. И возьмут, кстати, за это немалую денежку!
Сетевые магазины самообслуживания, кстати, нашли из положения изящный выход: в зале у них весов нет. Они есть уже на выходе, и несут функцию контрольных. Так что если какой покупатель не совсем доверяет девочкам на кассе, то вполне может сверить свои расходы по весу и выданному чеку.
Причина третья
Покупатель в части приобретения в магазине товара – человек, как правило, ответственный. По крайней мере в части чужого имущества (каковым является пока ещё не оплаченный им товар), и своих денег, с которыми ему предстоит расстаться.
Поэтому, если он покупает магазин не в «бомж-маркете», а в обычном сетевом «У дома», и набирает продукты, которые не расфасованы и не имеют ценника, с витрины, он подсознательно обычно наложит товара в пакетик чуть больше. Тем более, что рукой или на глаз вес оценить бывает сложно. Вот и возьмёт вместо килограмма кило двести. А когда донесёт этот товар до кассы, ему уже будет неудобно задерживать кассира, заставляя товар перевешивать, а сумму – пересчитывать. Мелочным прослыть никому не хочется, а вес пакета ведь сформирован покупателем своими руками, никто его под руку не подталкивал, разве нет?
Так что перед нами классическая «уловка №3» от кассира с его итоговыми весами.
Так что смиренно дожидайтесь повторного взвешивания выбранного вами товара на кассах. Ибо сколько людей на кассе, столько и моделей поведения. Не самых, порой, честных.