Баня обладала сакральным значением у славянских народов во все времена. И это не удивительно. Она несла ряд полезных функций, необходимых всякому доброму человеку: очищение тела от нечистот, и, порой, излечение от болезней. Само – собой, регулярное посещение бани позволяло и вовсе предупредить множество заболеваний, укрепляя тело и дух.
Как мы знаем, наши предки придавали мистическое значение многим необъяснимым вещам, или же просто таким, что были способны навредить или помочь в жизни. Функционал бани нес объективную пользу, однако же, механизм этой пользы являлся не совсем добрым. Если в бане человек отмывался от всяких нечистот, укреплял свое физическое и духовное здоровье, значит, всей грязи как осязаемой, так и нет, следовало куда-то деваться- таким образом, баня наделялась свойствами места не вполне “чистого”, в котором могли обитать соответствующие духи. Выходит, баня принадлежала не только человеку, но и Нечистой Силе.
Однако, речь мы будем вести не о традиционных чертях, что любят после полуночи, кстати, подобно людям по париться в баньке. Поговорить я хотел о более-менее нейтральном к человеку духе, именуемом в славянской мифологии “Банником”.
Банник- типичный представитель целой плеяды духов, что обитают в том или ином месте, являясь его покровителем. Он описан в словаре Славянской древности Е. Э. Будовской следующим образом: в целом, этот “домовой” не очень-то добрый, скорее эгоистичный собственник- он совсем не любит, когда в бане посторонние нарушают его правила и личное пространство. Выглядит он, по поверьям, как маленький старичок, одетый в самодельную одежду из отвалившихся листьев с банных веников. Между тем, он способен принимать облик различных животных, или становиться вовсе невидимым.
Считается, что банник моется после всех, и непременно грязной водой, т.е. смытой с людских тел, обычно после третьей очереди. От этого люди суеверные побаиваются мыться и париться слишком долго, засиживаясь в бане спустя нескольких перемен пара: верят, что банник начнет злиться, бросаться камнями, брызгаться кипятком, и, в итоге, вовсе запарит насмерть. Спустя несколько перемен, кстати, моются и черти, вместе с другими местечковыми духами, а вместе с ними и банник. Само собой, человеку не жить, если он решится помыться в этот момент.
Не обошли вниманием столь интересного духа практики колдовской традиции. С точки зрения оккультизма, баня дает магу весьма удобную возможность вступить в близкий и легкий контакт с потусторонними силами тонкого мира. Это значит, баня является неким местом силы, в котором есть возможность с наименьшими энергозатратами работать с невидимыми энергиями.
Сперва следует привлечь банника. Ранее считалось, что он обязательно появляется в бане после родов в ней, т.е. первой роженицы. Но, так как сейчас в банях не рожают, колдуну следует исполнить определенный обряд. Во-первых, направляясь в баню без банника, следует взять с собой дары ему. Это может быть, к примеру, хлеб и соль- они будут подношениями духу, которые следует оставить рядом с местом его обычного обитания- у каменки.
Затем банника зазывают. Этот вариант я нашел в сети: “Зову сюда хозяина банного, зову сюда Банника доброго, будешь мирно здесь поживать, баньку нашу оберегать! Да Свершится!”
Отныне, раз уж банник приглашен, с ним следует считаться и уважать его. Регулярно приносить ему хлеб с солью, входя в баню спрашивать разрешения, а после окончания водных процедур- оставлять парку, веник свежий, воды и мыла. Покидать баню лучше спиной вперед, чтобы не оскорбить, ненароком, самовлюбленного и капризного духа.