Аннотация: Все 400 придворных пророков Ахава уверяют его, что он победит Арама, но пророк Михей говорит ему, что этих пророков соблазняет лживый дух, посланный самим ЯХВЕ с целью уничтожить Ахава. Если бы Ахав был готов честно признать свое положение по отношению к Богу, он бы знал, кто говорит правду.
Критерии Второзакония для определения подлинности пророка
Второзаконие 18 предлагает то, что кажется простым тестом, позволяющим отличить лжепророков от истинных пророков:
דברים יח: כא וְכִי תֹאמַר בִּלְבָבֶךָ אֵיכָה נֵדַע אֶת הַדָּבָע אֲת הַדָּבָר אֲשֶׁר לֹא דִבְּרוֹ יְ-הוָה.
יח: כב אֲשֶׁר יְדַבֵּר הַנָּבִיא בְּשֵׁם יְ-הוָה וְלֹא יִהְיֶה הַדָּבָר וְלֹא יָבוֹא הוּא הַדָּבָר אֲשֶׁר לֹא דִבְּרוֹ יְ-הוָה בְּזָדוֹן דִּבְּרוֹ הַנָּבִיא לֹא תָגוּר מִמֶּנּוּ.
Втор 18:21 И должны ли вы спрашивать себя: «Откуда мы можем знать, что пророчество не было изречено ЯХВЕ?» 18:22 если пророк говорит от имени ЯХВЕ, а слово не сбывается, то это слово было не от ЯХВЕ; пророк произнес это самонадеянно: не бойтесь его.
Этот тест имеет серьезные ограничения. Пророчества часто обращаются к надвигающемуся кризису, требующему срочного выбора «или-или», но тест Второзакония совершенно неэффективен, потому что истинность пророческого оракула может быть определена только постфактум, после того, как выбор уже сделан.
Эта проблема наиболее остро проиллюстрирована в двух библейских эпизодах, в которых истинные пророки противопоставляются «лжепророкам» или вводящим в заблуждение пророкам (3 Цар. 22; Иер. 27–28), где каждый из них предлагает диаметрально противоположные советы от имени ЯХВЕ о том, стоит ли вступать в бой с врагом. Тем не менее, Библия, кажется, возлагает на царей в этих историях ответственность за то, что они неправильно отличали истинное пророчество от ложного. Чтобы понять почему, давайте внимательно посмотрим на историю Ахава и пророка Михея в 3 Царств 22.
Неоднозначное массовое пророчество
Царь Израиля (Ахав) готовится к войне с Арамом, чтобы вернуть захваченные у израильтян территории. Он приглашает царя Иудеи Иосафата присоединиться к кампании, который соглашается, но добавляет условие:
מלכים א כב: ה וַיֹּאמֶר יְהוֹשָׁפָָ אֶל מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל יִשׁ נָא כַיּוֹֹ אֶת דְּבַר יְ-הוָה.
3Цар 22:5 И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси прежде ЯХВЕ.
Царь Израиля соглашается:
מלכים א כב: номер и וַיִּקְבֹּץ מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל אֶת הַנְּבִיאִים כְּאַרְבַּע מֵאוֹת אִישׁ וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם הַאֵלֵךְ עַל רָמֹת גִּלְעָד לַמִּלְחָמָה אִם אֶחְדָּל וַיֹּאמְרוּ עֲלֵה וְיִתֵּן אֲדֹנָי בְּיַד הַמֶּלֶךְ.
3Цар 22:6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек, и сказал им: идти ли мне на Рамоф Галаадский воевать, или не идти? Они сказали: «Иди, и ЯХВЕ отдаст его в руки царя».
Можно отметить, что этот ответ двусмыслен, сродни природе дельфийских оракулов. О каком "царе" идет речь? Его двусмысленность допускает возможность того, что «царь» здесь относится к арамейскому царю и, следовательно, пророчество предвещает поражение Ахава, а не Арама. Ахав не замечает, что ответ не является окончательным, будучи глухим к нюансам пророчества из-за своего эгоцентризма
Что беспокоит Иосафата?
Иосафата не впечатлило это массовое пророчество, и он настаивает на дальнейших разъяснениях:
מלכים א כב: ז וַיֹּאמֶר יְהוֹשָׁפָָ הַאֵין פֹּה נָבִין לַי-הוָה עוֹד וְנִדְרְשָׁה מֵאוֹתוֹ.
3Цар 22:7 И спросил Иосафат: нет ли здесь другого пророка Господня, через которого нам спросить?
Текст не поясняет, почему Иосафат был недоволен. Возможно, в отличие от Ахава, он замечает двусмысленность и чувствует, что они не получили четкого ответа от ЯХВЕ, поэтому желает узнать больше. Но есть и другая возможность.
Иосафат специально спрашивает о «пророке» в единственном числе, что может указывать на подозрения в отношении массового пророчества. Это согласуется с наблюдением, сделанным раввинами об Ахаве в этой истории (р. Синедрион 89а):
הוה ליה למיבדק בדרבי יצצק דא"ר יצצק: גגנון אחד עולה לכמה נביאים ואין שני נביאים שני נביאים מתנבאין בגגנון אחד.
Он должен был исследовать [пророков] в соответствии с р. Исааком. Ибо Р. Исаак сказал: «Один образ (греч. σίγνον, лат. signum ) может быть послан нескольким пророкам, но никакие два пророка не будут использовать один и тот же образ».
Таким образом, Ахав должен был заметить, что все пророки использовали одни и те же формулировки, и помнить, что пророчества так не работают.
Михей против других пророков
Хотя он, кажется, доволен тем, что полагается на 400 пророков, царь Израиля признается царю Иосафату, что есть еще один пророк, с которым они могут посоветоваться:
מלכים א כב: ח וַיֹּאמֶר מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל אֶל יְהוֹשָׁפָט עוֹד אִישׁ אֶחָד לִדְרֹשׁ אֶת יְ-הוָה מֵאֹתוֹ וַאֲנִי שְׂנֵאתִיו כִּי לֹא יִתְנַבֵּא עָלַי טוֹב כִּי אִם רָע מִיכָיְהוּ בֶּן יִמְלָה ...
3Цар 22:8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, через которого мы можем вопросить ЯХВЕ; но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует мне ничего хорошего, а только одно несчастье — Михей, сын Имлаха».
Ахав ясно дает понять, что не доверяет Михею, поскольку Михей всегда пророчествует Ахаву плохое, хотя Ахав не упоминает, исполняются ли эти негативные пророчества или нет. В соответствии со своим уважением к пророкам, Иосафат обижается на этот комментарий:
מלכים א כב:ח ... וַיֹּאמֶר יְהוֹשָׁפָט אַל יֹאמַר הַמֶּלֶךְ כֵּן.
3Цар 22:8 …Но царь Иосафат сказал: «Не говори так, твое величество».
Увидев, что царь Иосафат настаивает, Ахав посылает за Михеем, которого приводят к двум царям:
מלכים א כב: ט וַיְִִּּרָא מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל אֶל ָָָרִיס אֶֶָד וַיֹּאמֶר מַהֲד וַיֹּאמֶר מַהֲרָה מִיכָיְהוּ בֶן יִמְלָה.
כב: י וּמֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל וִיהוֹשָׁפָט מֶלֶךְ יְהוּדָה יֹשְׁבִים אִישׁ עַל כִּסְאוֹ מְלֻבָּשִׁים בְּגָדִים בְּגֹרֶן פֶּתַח שַׁעַר שֹׁמְרוֹן וְכָל הַנְּבִיאִים מִתְנַבְּאִים לִפְנֵיהֶם.
3Цар 22:9 И призвал царь Израильский слугу и сказал: приведите немедленно Михея, сына Имлаха. 22:10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели на престолах своих, одетые в одежды свои, на гумне у входа в ворота Самарии; и все пророки пророчествовали для них.
Здесь мы видим двойной контраст: два царя, один нечестивый, другой праведный, сидят на своих тронах перед двумя группами пророков, огромной группой лжепророков и единственным истинным пророком.
Пророчество Седекии
Прежде чем нам сообщают пророчество Михея, Библия представляет одного из придворных пророков, и на этот раз мы слышим отдельное сообщение:
מלכים א כב: יא וַיַּעַשׂ בֶן צִכְּדְְִיָּה בֶן כְּנַעֲנָה בֶןֶןנַעֲנָה בֶןֶןנַי בַרְזֶל וַיֹּאמֶר כֹּה אָמַר יְ-הוָה בְּאֵלֶּה תְּנַגַַּגַּ אֶת אֲרָָ עַד כַּלֹּתָָ.
3-я Царств 22:11 Седекия, сын Хенааны, заготовил себе железные рога; и он сказал: «Так сказал ЯХВЕ: ими ты будешь мучить арамейцев, пока не будут истреблены».
Образ Седекии, бодающего как бык, известен из другой библейской поэзии, в частности, из последнего стихотворения Моисея, благословляющего колена Иосифа:
דברים לג: יז בְּכוֹר שׁוֹרוֹ הָדָר לוֹ וְקַרְנֵי רְאֵם קַרְנָיו בָּהֶם עַמִּים יְנַגַּח יַחְדָּו אַפְסֵי אָרֶץ וְהֵם רִבְבוֹת אֶפְרַיִם וְהֵם אַלְפֵי מְנַשֶּׁה.
Втор 33:17 Как бык-первородок в своем величии, у него рога, как у дикого быка; с ними он бодает народы, концы земли, всех до одного. Это мириады Ефрема, это тысячи Манассии.
Седекия может сознательно апеллировать к гордыне ефремлян — имя Ефрем часто используется как синоним Израиля. Хотя массовое пророчество 400 пророков автоматически вызывает подозрение, как Ахав должен реагировать на пророчество Седекии?
Это пророчество также двусмысленно. Последняя фраза עַד כַּלֹּתָם, «пока не будут уничтожены», технически может относиться либо к израильтянам, либо к арамеям, поскольку «местоименный суффикс, присоединенный к инфинитиву, может быть как субъективным, так и объективным».
Тем не менее, раввинистическая экзегетика рассматривает Седекию как парадигматический пример описания в Мишне лжепророка המתנבא מה שלא שמע, «пророчествующего о том, чего он не слышал» (р. Синедрион 89а).
Пророки корректируют свое послание
В этот момент пророчество Михея еще больше задерживается из-за того, что кажется повторением массового пророчества 400 пророков:
מלכים א כב: יב וְכָל הַנְּבִאִים נִבְּאִים כֵּן לֵאמֹר עֲלֵה רָמֹת גִּלְעָד וְהַצְלַַ וְנָתַן יְ-הוָה בְּיַד הַמֶּלֶךְ.
3-я Царств 22:12 И все другие пророки пророчествовали подобным образом: «Идите на Рамоф Галаадский и торжествуйте! ЯХВЕ отдаст его в руки царя».
На этот раз пророки добавляют слово «и торжествуют» (והצלח), устраняя двусмысленность и сообщая Ахаву то, что он хочет.
Вестник предупреждает Михея
Ахава не подозревает, что его придворные пророки, включая Седекию, просто говорят ему то, что он хочет услышать, поэтому доволен этой новостью. Безусловно, именно такое впечатление складывается и у посланника, поскольку он любезно дает Михею совет:
מלכים א כב: יג וְהַמַּלְאָךְ אֲשֶׁר הָלַךְ לִקְרֹא מִיכָיְהוּ דִּבֶּר אֵלָיו לֵאמֹר הִנֵּה נָא דִּבְרֵי הַנְּבִיאִים פֶּה אֶחָד טוֹב אֶל הַמֶּלֶךְ יְהִי נָא דבריך [דְבָרְךָ] כִּדְבַר אַחַד מֵהֶם וְדִבַּרְתָּ טּוֹב.
3Цар 22:13 Посланник, который ходил звать Михея, сказал ему: вот, слова пророков единодушны к царю. Пусть твое слово будет таким же, как и у остальных; скажи доброе слово».
Этот комментарий дает нам дополнительное представление о том, как Ахав управляет своим двором: с точки зрения посланника, работа придворного пророка состоит не в том, чтобы советоваться с ЯХВЕ и нести весть, какой бы она ни была, а в том, чтобы осчастливить царя. Михей, однако, так не считает:
מלכים א כב: יד וַיֹּאמֶר מִיכָיְהוּ ַַי יְ-הוָה כִּי אֶת אֲשֶׁר יֹאמַת אֲשֶׁר יֹאמַר יְ-הוָה אֵלַי אֹתוֹ אֲדַבֵּר.
3Цар 22:14 Михей ответил: «Жив ЯХВЕ, я буду говорить только то, что ЯХВЕ скажет мне».
Разговор здесь напоминает беседу пророка Валаама с царем Моавитским Валаком в Числах. Моавитский царь, кажется, действовал с ложным представлением о том, что работа Валаама состоит в том, чтобы пророчествовать то, что хочет услышать нанявший его царь, — в данном случае, объявить о проклятии израильтян богом Валаама:
במדבר כג: יא וַיֹּאמֶר בָּלָָ אֶל בִּלְעָָ מֶה בִּלְעָָ מֶה עָשִׂיתָ לִי לָָֹב אֹיְבַי לְְְַַתִּיךָ וְהִנֵּה בֵּרַכְתָּ בָרֵךְ.
כג: יב וַיַּעַן וַיֹּאמַר הֲלֹא אֵת אֲשֶׁר יָשִׂים יְ-הוָה בְּפִי אֹתוֹ אֶשְׁמֹר לְדַבֵּר.
Чис 23:11 И сказал Валак Валааму: что ты сделал со мной? Вот я привел тебя, чтобы проклясть моих врагов, а вместо этого ты их благословил!» 23:12 Он ответил: «Я могу только верно повторять то, что ЯХВЕ вкладывает в мои уста».
Как и Валаам, Михей заранее уточняет, что он говорит только то, что говорит ему ЯХВЕ, что Ахаву и не нравится, поскольку эти сообщения негативны.
Пророчество Михея
Когда Михей появляется перед царями Ахавом и Иосафатом, первый начинает с того, что задает ему тот же вопрос, что и другим, но Михей отвечает застенчиво, цитируя в точности то, что сказали другие:
מלכים א כב: טו וַיָּבוֹא אֶל הַמֶּלֶךְ וַיֹּאמֶר הַמֶּלֶךְ אֵלָיו מִיכָיְהוּ הֲנֵלֵךְ אֶל רָמֹת גִּלְעָד לַמִּלְחָמָה אִם נֶחְדָּל וַיֹּאמֶר אֵלָיו עֲלֵה וְהַצְלַח וְנָתַן יְ-הוָה בְּיַד הַמֶּלֶךְ.
3Цар 22:15 Когда он подошел к царю, царь сказал ему: Михей, идти ли нам на Рамоф Галаадский воевать, или нет? Он ответил ему: «Марш и триумф! ЯХВЕ отдаст его в руки царя».
Здесь уже Михей, кажется, пытается преподать урок царю, поскольку Ахав знает, что Михей говорит ему неправду.
מלכים א כב: זז וַיֹּאמֶר אֵלָיו הַמֶּלֶךְ עַד כַּמֶּה פְעָמִים אֲנִי מַשְׁבִּעֶךָ אֲשֶׁר לֹא תְדַבֵּר אֵלַי רְַ אֱמֶת בְּשֵֵ יְהוָה.
3Цар 22:16 Царь сказал ему: сколько раз мне умолять тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме правды, именем ЯХВЕ?
Здесь царь видит, что Михей просто говорит ему то, что он хочет услышать, и требует, чтобы он говорил правду, а не приукрашивал ее. Даже в этом случае он, кажется, не задается вопросом, могут ли другие его пророки также просто говорить то, что он хочет услышать; он делит их на части, относясь к Михею одним образом, а к остальным пророкам – иначе, подразумевая, что в глубине души он знает разницу.
Михей рассказывает о своем видении, которое оказывается противоположным другим пророкам:
מלכים א כב: יז וַיֹּאמֶר רָאִיתִי אֶת כָּל יִשְׂרָאֵל נְפֹצִים אֶל הֶהָרִים כַּצֹּאן אֲשֶׁר אֵין לָהֶם רֹעֶה וַיֹּאמֶר יְ-הוָה לֹא אֲדֹנִים לָאֵלֶּה יָשׁוּבוּ אִישׁ לְבֵיתוֹ בְּשָׁלוֹם.
3Цар 22:17 И сказал он: я видел всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец без пастыря; И сказал ЯХВЕ: нет у них господина; пусть каждый вернется в свой дом в целости и сохранности».
Теперь, когда у короля есть альтернативный ответ, у него есть возможность выбрать, какому совету последовать. Тем не менее, вместо того, чтобы интерпретировать дебаты как доказательство того, что пророчество Михея действительно является посланием от ЯХВЕ, а остальные пророки — подхалимами — он решает пойти другим путем и обвинить Михея в навете по личным причинам:
מלכים א כב: יח וַיֹּאמֶר מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל אֶל יְהוֹשָׁפָָ הֲלוֹא אָמַרְתִּי אֵלֶיךָ לוֹא יִתְנַבֵּא עָלַי טוֹב כִּי אִִ רָעעע.
3Цар 22:18 Царь Израильский сказал Иосафату: – Разве я не говорил тебе, что он не пророчит мне удачи, а только несчастье?
Таким образом, он не принимает во внимание слова Михея, поскольку, по мнению царя, они отражают личное предубеждение Михея против Ахава.
Лживый дух среди пророков
Видя реакцию Ахава, Михей отвечает еще одним пророческим видением, призванным объяснить Ахаву, почему его придворные пророки вводят его в заблуждение.
Небесный и человеческий суды
Михей рассказывает о своем видении небесного суда, указывая на то, что он истинный пророк, посвященный в божественный совет:
מלכים א כב: יט וַיֹּאמֶר לָכֵן שְׁמַע דְּבַר יְ-הוָה רָאִיתִי אֶת יְ-הוָה יֹשֵׁב עַל כִּכְִּאוֹ וְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִִ עֹמֵד הַשָּׁיו מִימִינוֹ וּמִשְּׂמִאלוֹ.
3Цар 22:19 [Михей] сказал: «Итак, слушайте слово ЯХВЕ! Я видел ЯХВЕ , сидящего на престоле Своем , и все воинство небесное стояло справа и слева от Него.
Это соответствует тому, что видел сам Михей, приближаясь к Ахаву (ст. 10):
מלכים א כב: י וּמֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל וִיהוֹשָׁפָט מֶלֶךְ יְהוּדָה יֹשְׁבִים אִישׁ עַל כִּסְאוֹ מְלֻבָּשִׁים בְּגָדִים בְּגֹרֶן פֶּתַח שַׁעַר שֹׁמְרוֹן וְכָל הַנְּבִיאִים מִתְנַבְּאִים לִפְנֵיהֶם.
3Цар 22:10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели на престолах своих, одетые в одежды свои, на гумне у входа в ворота Самарии; и все пророки пророчествовали до них.
Эта параллель, вероятно, подразумевает, что то, что действительно происходит в земном дворце, можно правильно понять, только увидев, что происходит в небесном дворце. Михей может даже обвинять Ахава в том, что он путает себя с Богом или, по крайней мере, присвоил Божьи прерогативы как свои собственные.
Судебная установка небесного суда напоминает предыдущую главу (21), в которой, видя, что Ахав обезумел, когда Навуфей отказывается продать ему свой виноградник, его жена Иезавель вступает в заговор от имени Ахава, чтобы лжесвидетельствовать против Навуфея перед трибуналом, после чего он был казнен, а его имущество конфисковано царем. Примечательно, что характеристика Иезавелью своего сфальсифицированного обвинения против Навуфея как בֵּרַכְתָּ אֱלֹהִים וָמֶלֶךְ, «ты проклинал Бога и царя» (3 Цар. 21:10), подразумевает, что преступление против царя является синонимом оскорбления против Бога.
Кто соблазнит Ахава? (מִי יְפַתֶּה אֶת אַחְאָב)
Михей продолжает, рассказывая о том, что он видит в небесном дворе:
מלכים א כב: כ וַיֹּאמֶר יְ-הוָה מִי יְפַתֶּה אֶת אְַַתֶּה אֶת אְַַאָב וְיַעַל וְיִפֹּל בְַּמֹת גִּלְעָד וַיֹּאמֶר זֶה בְּכֹה וְזֶה אֹמֵר בְּכֹה.
כב: כא וַיֵּצֵא הָרוַּּ וַיַּעֲמֹד לִפְנֵי יְ-הוָה וַיֹּאמֶר אֲנִי אֶפַתֶּנּוּ וַיֹּאמֶר יְ-הוָה אֵלָיו בַּמָּה.
כב: כב וַיֹּאמֶר אֵצֵא וְהָיִיתִִי רוַּּ שֶֶֶׁׁר בְּפִי כָּל נְבִיאָיו וַיֹּאמֶר תְּפַתֶּה וְגְַגַ תּוּכָל צֵא וַעֲשֵׂה כֵן.
1Цар 22:20 ЯХВЕ спросил: кто соблазнит Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? Тогда один сказал так, а другой сказал так, 22:21 до тех пор, пока не выступил некий дух, не стал пред ЯХВЕ и не сказал: «Я увлеку его». 'Как?' — спросил его ЯХВЕ. 22:22 Он ответил: «Я выйду и буду духом лживым в устах всех его пророков». Затем Он сказал: «Ты соблазнишь и одолеешь». Иди и сделай это.
История Михея не уникальна в том, что Бог использует эту стратегию, чтобы одурачить людей. Во Второзаконии 13:4 утверждается, что ЯХВЕ пошлет пророков, говорящих от имени других богов, чтобы проверить лояльность Израиля. Более того, в истории поручения Исаии Бог прямо говорит Исаии, что хочет, чтобы он убедил народ Иудеи во лжи, чтобы он мог наказать их (Исайя 6:9–13). Иезекииль также говорит о пророках, обольщаемых Богом:
יחזקאל יד: ט וְהַנָּבִיא כִי יְפֻתֶּה וְדִבֶּר דָּבָר אֲנִי יְ-הֹוָה פִּתֵּיתִי אֵת הַנָּבִיא הַהוּא וְנָטִיתִי אֶת יָדִי עָלָיו וְהִשְׁמַדְתִּיו מִתּוֹךְ עַמִּי יִשְׂרָאֵל.
Иез 14:9 И если пророк соблазнился и сказал слово такому человеку, это Я ЯХВЕ соблазнил того пророка; Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего Израиля.
Хотя обычно выделенное жирным шрифтом слово переводится как «заманить», «соблазнить» в этом контексте подходит больше, поскольку корень פ.ת.י/ה имеет отрицательную валентность. Второзаконие использует этот термин для описания того, что заставляет человека обращаться к чуждым богам (Втор. 11:16), тем самым предав то, что обычно изображается в Библии как супружеские отношения между Богом и Израилем. В истории Михея оно используется в противоположном направлении: Ахав соблазнен Богом, чтобы увидеть неправильный образ или, по крайней мере, неправильно понять то, что он видит.
Слово «соблазнение» имеет сексуальный оттенок и обычно используется для описания того, как одна сторона пользуется слабостью другой, будь то взрослый мужчина, соблазняющий молодую девушку (Исход 22:15), или жена Самсона, выманивающая у него его тайну (Судья 14: 15, 16:5), хотя это также может относиться к разбойникам, обманывающим доверчивых людей (Притчи 16:29), или шпионам, льстившим царю (2Цар 3:25).
Термин, таким образом, предполагает, что Ахаву внушают, что он победит, потому что он хочет верить в это. Из того, как он завладел садом Навуфея в предыдущей главе, видно, что Ахав привык получать то, что он хочет, и его придворные пророки тоже это знают. Михей предупреждает, что именно этой чертой Бог воспользуется, чтобы схватить его и привести к гибели.
Лживый дух (שקר רוח)
Михей заканчивает тем, что резюмирует последствия решения небесного суда:
א מלכים כב: כג וְעַתָּה הִנֵּה נָתַןַן יְ-הוָה רוַּּ שֶֶֶׁׁר בְּפִי ֶׁל נְבִיאֶיךָ אֵלֶּה וַי-הוָה דִּבֶּר עָלֶיךָ רָעָה.
1Цар 22:23 Итак, Господь вложил дух лживый в уста всех этих ваших пророков; ибо ЯХВЕ предопределил тебе бедствие».
Фраза «дух лжи» (רוח שקר) уникальна для этой истории, но она связана с представлением о том, что высказывания пророков отражают дарованный им божественный «дух» (רוח). Таким образом, библейский текст предполагает, что эти 400 других пророков являются истинными, хотя и вводящими в заблуждение, пророками.
Раввины, вероятно, отвечая на сомнительное представление о том, что ЯХВЕ может использовать пророков, чтобы вводить людей в заблуждение, утверждают, что у этих пророков все еще есть выбор, вводить их в заблуждение или нет (б. Синедрион 89а):
מאי הוה ליה למעבד? רוח נבות אטעיתיה! דכתיב... מאי צא אמר רב צא ממחיצתי, דכתיב דובר שקרים [לא יכון לנגד עיני]. מאי רוח א"ר יוחנן זה רוחו של נבות היזרעאלי.
Что он [Седекия] должен был сделать? Дух Навуфея сбил его с пути! Ибо написано (3Цр 22:19–23)… Что означает «идти» (ст. 22)? Рав сказал: «[Седекия должен был сказать лживому духу:] «Выйди из моего пространства!»» Ибо написано (Пс 101: 7): «Говорящий неправду не устоит перед глазами моими». Что означает слово «дух»? Рабби Йоханан сказал: «Это дух Навуфея Изреелитянина».
Таким образом, пророков можно соблазнить, чтобы они представили ложные предсказания, но их не принуждают. Более того, называя лживый дух «духом Навуфея», раввины разъясняют, что Божья уловка является прямым следствием греховности Ахава; Тонкие намеки Михея призваны напомнить Ахаву о его грехе с Навуфеем. Таким образом, Ахав должен знать, что дух его жертвы найдет его и что Бог соблазняет его на погибель из-за этого греха.
Это именно то, о чем Илия предупреждал его в предыдущей главе, что Бог убьет его за грех против Навуфея, где Ахав отвечает, говоря: הַמְצָאתַנִי אֹיְבִי, «нашел ли ты меня, враг мой?» Опять же, Ахав интерпретирует пророческий упрек как отражение личной вражды, а не как послание от Бога.
Лживый дух (руах шекер) также вызывает в воображении собственный «извращенный дух» Ахава (руах сара) (21:5), который привел к убийству Навуфея. Ссылка Михея на «лживый дух» в судебной обстановке должна была вызвать в воображении собственное побуждение Ахава к лжесвидетельству против Навуфея, и заставить его дважды подумать, прежде чем игнорировать предупреждение Михея. Однако, это просто оскорбляет царя. В конечном итоге Ахав запирает Михея и отправляется на войну, где его убивают на поле битвы, как и было предсказано в пророчестве Михея.
Ахав не может отличить истину от лжи
Описание во Второзаконии того, как отличить истинное пророчество от ложного, как и ожидалось, было бы бесполезно для Ахава. Тем не менее, история предполагает, что Ахав должен был знать, какой пророк говорил правду.
Царю дается несколько подсказок, чтобы помочь ему распознать суровую правду о том, что 400 пророков, включая Седекию, соблазнены лживым духом. Однако этот лживый дух не от капризного Бога. Скорее, если понимать его в сочетании с предыдущей главой, с которой он связан лингвистически, он является результатом отношения Ахава к использованию других в качестве инструментов для личной выгоды.
Сообщение Михея остается без внимания, и история заканчивается, как и ожидает читатель, смертью Ахава на поле боя. В конце концов, лживым духом, который соблазнил его на это безумие, был он сам.