Немного истории
В 30 - х годах потребность страны в автомобилях была огромна. Нужно было срочно покупать лицензию. Выбор пал на американский Форд.
При выборе легкового автомобиля руководствовались двумя принципами: во-первых, производство должно быть дешевым, а во-вторых, чтобы автомобиль можно было использовать не только как служебный гражданский, но и как армейский командирский и связной.
Чтобы был дешевым пришлось унифицировать детали грузового и легкового автомобилей. Вот и выбрали дешевый пятиместный фаэтон.
История автомобиля ГАЗ-А началась в мае 1929 года, когда было подписано соглашение с американским FORD о строительстве завода по сборке автомобилей.
Первые автомобили собирали сначала из американских, затем из горьковских деталей в Москве на «Государственном автосборочном заводе имени Коммунистического Интернационала молодежи» (позже автомобильном заводе имени Ленинского комсомола) с осени 1930-го до 1936 года.
В 1934 году завод стал филиалом Горьковского автомобильного завода. На нем была налажена сборка автомобилей ГАЗ – А, которые уже в 1930 г. приняли участие в Каракумском пробеге протяженностью 9500 км, из них более половины по бездорожью и пескам пустыни. В 1934 г. на базе ГАЗ-А выпущена партия трехосных автомобилей ГАЗ-ТК.
Уже в декабре 1932 года ГАЗ-А стал первой моделью, которая собиралась на конвейере Горьковского автомобильного завода до 1936 года, когда его сменила более современная модель ГАЗ-М-1.
Немного о конструкции.
Заслуживает внимания современного автолюбителя конструкция автомобиля. Агрегаты и узлы крепились к штампованной клепаной раме коробчатого сечения. Оси подвешивались на поперечных полуэллиптических рессорах. Ведущие колеса – задние, сцепление – сухое однодисковое.
Колеса были оснащены спицами. Плавность хода обеспечивали гидравлические амортизаторы рычажного типа. Карданный вал был заключен в трубу, жестко прикрепленную к картеру главной передачи.
Тормозная система колодочная, барабанного типа. Механический рабочий тормоз с тросовым приводом действовал на барабаны всех колес, стояночный ленточный блокировал задние.
Бензобак располагался над коленями водителя и переднего пассажира за торпедо и бензин самотеком поступал напрямую в карбюратор. Проверить количество бензина в баке можно было через прозрачное окошко в приборном щитке, по положению поплавка.
Для очистки стекла использовался стеклоочиститель, закрепленный на верхней рейке рамки лобового стекла перед водителем, с вакуумным приводом.
ГАЗ-А был массовым автомобилем для штаба Красной Армии, поэтому в базовой версии устанавливалась радиостанция. Кроме того, было несколько модификаций: ГАЗ-А «Скорая помощь»; ГАЗ-А-НАТИ. предусматривавшая возможность использования гусеничного хода для движения по заснеженной местности; модификация для такси с закрытым кузовом и перегородкой между водителем и пассажирами.
Была и модификация «Каракум», специально изготовленная для участия в Каракумском пробеге, оснащенная широкопрофильными шинами для автопробега по пустыням Каракумы и Кызылкум в 1933 г.
В 1934 г. на его базе выпущена партия трехосных легковых автомобилей ГАЗ-ТК.
Борис Пустовалов
Теги
#Автомобиль ГАЗ-А