"Здравствуйте! Много лет я пытался практиковать буддийские практики и каждый раз натыкался на какие либо препятствия. Со временем я пришёл к выводу, что без Силы Другого не обойтись. В связи с этим очень заинтересовался учениями Чистой Земли. Не подскажите, нет ли группы, которая практикует Дзёдо-синсю и к которой можно было бы присоединиться? Если таковой нет, то не проконсультируете ли, как лучше организовать ежедневную практику?"
Это вопрос честного человека. Многим людям, начинающим практиковать те или иные буддийские методы, не хватает иногда мудрости, а иногда и честности, чтобы увидеть и признать то, что их собственных сил недостаточно для того, чтобы преодолеть путы той кармы, которую они накапливали в течение бесконечных перерождений. Одни из них через какое-то время решив, что они занимались "не теми" практиками, начинают следовать другим методам или школам. Другие, не замечая препятствий на своём пути, продолжают упорно биться головой об стену...
"Много лет я пытался практиковать буддийские практики и каждый раз натыкался на какие либо препятствия".
Мало кто знает, что у знаменитого популяризатора Дзэн-буддизма Дайсэцу Тэйтаро Судзуки есть небольшая книга "Мистик Тарики", посвящённая учению Дзёдо-синсю (можно найти в интернете в свободном доступе). Хочется привести из неё следующий отрывок:
Когда Шэнь-цзань, адепт Чань времен династии Тан, однажды сидел в своей комнате, он увидел муху, которая упорно пыталась пробиться сквозь бумажное окно. Она жужжала и била своими крылышками настойчиво, но безуспешно.
Шэнь-цзань сочинил такое стихотворение:
Почему ты не вылетаешь через открытую дверь?
Каким-то очень странным образом движется твоя мысль!
Сотни лет ты можешь биться в старое бумажное окно,
Но никогда не придет то время,
Когда ты просунешь сквозь него свою голову.
Вот что здесь имеет в виду мастер: “Как бы ни был уверен человек, что он в силах идти вперед, это тщетно. Наилучшее, что он может сделать, – это повернуть назад и увидеть широкое поле. Обучение, память или интеллект не помогают, когда речь заходит о спасении. Оставьте путь ваших дзирики-усилий и обернитесь на путь Тарики, где вас ожидает Амида с его Изначальными Обетами и бесконечной любовью”.
Люди, полагающиеся в поисках освобождения на Свою Силу, уподобляются мухе из этой притчи.
Нужно быть очень честным человеком, чтобы суметь признать, что мы сами не в силах спасти себя из Океана Сансары!
"Со временем я пришёл к выводу, что без Силы Другого не обойтись. В связи с этим очень заинтересовался учениями Чистой Земли".
Итак, первый шаг сделан. Теперь встаёт вопрос: "К силе какого Будды обратиться, чтобы обрести спасение?" Будды, просветлённые существа, чьи сердца полны сострадания ко всем живым существам. У каждого из Будд есть своя Чистая Земля, однако только путь в Чистую Землю Будды Амиды настолько прост, что наш человеческий ум не может в это поверить. Ум не признаёт простых путей. Почему так? Потому, что на простом пути ум не нужен! А мы отождествляем себя со своим умом. Как же мы можем отказаться от него, обходиться без него? Если мы занимаемся практиками Своей Силы, то в таком случае ум чувствует себя полностью на своём месте. Визуализации, концентрация, переживание тех или иных видений или ощущений - тут он полностью властвует над нами. Показывает то или это, заставляет поверить в достижение каких-либо "ступеней" или "этапов" на Пути...
Однако каждому буддисту знакома история с Махакашьяпой и цветком, который Будда Шакьямуни безмолвно протянул собранию бодхисаттв, что собрались послушать его очередную проповедь. Только Махакашьяпа, не отличавшийся особыми успехами в постижении буддийской философии, понял его! Также и Изначальный Обет Амиды - это прекрасный цветок, который Амида с улыбкой протягивает нам. Любой может взять его и ощутить непередаваемый аромат Чистой Земли! Это так просто! Однако, как тысячи умнейших бодхисаттв, видевших жест Будды Шакьямуни, не поняли, что он хотел сказать, протягивая цветок, так и тысячи и тысячи буддистов не могут поверить в то, что путь к освобождению настолько прост, как бы Хонэн и Синран не объясняли это!
"Не подскажите, нет ли группы, которая практикует Дзёдо-синсю и к которой можно было бы присоединиться? Если таковой нет, то не проконсультируете ли, как лучше организовать ежедневную практику?"
Человеку, который хочет следовать учению о Чистой Земли Амиды нужно понимать, Декламация Нэмбуцу без Веры - лишь сотрясение воздуха. Это Нэмбуцу Своей Силы, которое ничем не лучше и не хуже, чем повторение любых других мантр. Суть учения Дзёдо-синсю в обретении Истинной Веры-Синдзин. И никакие практики не помогут вам в её обретении. Как же тогда обрести эту Веру? Дзёдо-синсю говорит, что есть только один путь - слушание Учения. Мастеру Рэннё принадлежат слова:
Как бы сильны ни были ваши сомнения, если вы будете внимательно, всем своим существом, слушать [Дхарму Амиды], вы обязательно обретёте Синдзин благодаря Великому Состраданию [Будды Амиды]. Буддийское учение начинается со слушания и заканчивается им.
И почаще вспоминайте, что сказано в Изначальном Обете Амиды. Там нет ни слова ни о каких "группах". Количество людей вокруг никак не влияет на то, когда с вами произойдет момент обретения Веры!
Что входит в "слушание"? Я думаю, что те же лекции Синранкай вполне себе хороший вариант для этого. У нас в России об учении Дзёдо-синю вообще мало что известно. На сайте румынского священника Дзёдо-синсю Джошо Адриана Кырля есть статьи и книги на русском языке, можно читать их...
"...Как лучше организовать ежедневную практику?"
Буквально на днях слушал аудиокнигу Наиля Абдуллазаде "Каллиграфия". Одна из притч в ней мне понравилась, и, я думаю, здесь она будет вполне к месту. Вот она:
Однажды пророк Моисей, Муса-пейгамбар, шёл по своим делам и случайно увидел, как один старик взбирается на холм, а потом кубарем скатывается с него. Муса-пейгамбар очень удивился и стал смотреть, что этот старик делает. Тот снова полез на холм и опять кубарем скатился с него. Тогда пророк подошёл к нему и сказал: «Мир тебе, отец! А что ты делаешь? Почему ты поднимаешься на холм и скатываешься с него?» Старик ответил ему: «И тебе мир, Муса-пейгамбар! Я так молюсь Богу!» Пророк ещё больше удивился и сказал: «Разве так можно молиться? Давай я научу тебя, как это правильно делать». Старик согласился, и Муса-пейгамбар научил его правильно молиться, мыть руки и лицо, становиться прямо, делать поклоны, поворачивать лицо как положено и научил его словам молитвы. После этого они вместе помолились Аллаху, и Муса-пейгамбар продолжил свой путь, оставив старика одного. Он подошёл к морю и ударил своим посохом. Море расступилось перед ним, и пророк пошёл дальше. Но когда он был на середине моря, то услышал, что его кто-то зовет. Повернувшись, Муса-пейгамбар увидел, как за ним бежит тот самый старик и зовет его. «Что случилось, отец?» — спросил он. «Я забыл слова молитвы, Муса-пейгамбар! Что надо говорить, когда делаешь земной поклон?» – ответил старик. Муса-пейгамбар посмотрел на него и увидел, что ноги старика сухие, хотя он бежал по мокрому морскому дну, а ноги самого Мусы-пейгамбара мокрые. «Не надо никаких слов, отец! Твоя молитва ближе к Аллаху, чем моя. Иди и молись, как раньше», — сказал Муса-пейгамбар и пошёл дальше по своим делам.
Мы живем в Сансаре, и все наши действия в ней обусловлены накопленной нами в прошлом кармой. Мне кажется, не стоит изнурять себя теми или иными практиками, если они естественно не исходят из глубины вашего существа. Подумайте над тем, какие ваши поступки способствуют тому, чтобы вы чаще "слушали" учение, размышляли над ним? Все такие поступки станут вашей практикой. Лучше один раз произнести "Наму Амида Буцу" с искренней Верой, чем без толку бить поклоны Будде и тратить время на бесполезные повторения Нэмбуцу без Веры в спасительную Силу Амиды.
Мне хочется надеяться, что я хоть как-то помог своим ответом и не сильно исказил учение о Чистой Земли Амиды.