Найти тему
Без музыки совсем не то

Deep Purple «Turning to Crime», 2021 г. Ни шедевр, ни провал, а просто сольный альбом Иэна Гиллана

В 2021 году группа Deep Purple записала первый свой альбом каверов на очень известные в 50-60-х годах песни, в основном американские. Но альбом практически испортил Иэн Гиллан, превратив его в собственный «сольник», причем многие песни он спел так плохо, что после прослушивания этого «шедевра» остается какое-то очень странное чувство.

Deep Purple «Turning to Crime», 2021 г.
Deep Purple «Turning to Crime», 2021 г.

Я давно привык относиться к кавер-альбомам своих любимых рок-групп как к их собственным произведениям, а не как к банальному передёру чьих-то песен. Очень многие группы начинали именно с каверов, а у кого-то целые альбомы начального периода их существования (в основном конец 60-х – начало 70-х) состояли из них, но почему-то никто их кавер-альбомами не называет.

А есть куча песен, которые сделали группы очень известными и стали их визитными карточками, хотя эти песни были именно каверами. За примерами ходить далеко не надо – «Hush» Deep Purple, «Spirit in the Night» Манфреда Мэнна, «Suzie Q» Creedence Clearwater Revival, «Love Hurts» Nazareth и многие другие. Именно поэтому я «альбомы каверов» воспринимаю спокойно, хотя такие альбомы к лицу только новым, не обтесавшимся на рынке группам.

А вот если такой альбом создает очень известная группа, то к этому надо подойти с пониманием. Далеко не всегда музыкантам группы после десятилетий активного существования группы удается писать по-прежнему хорошие песни, а ведь альбомы-то записывать надо! Вот и появляется «альбом каверов», который дает группе передышку. И часто каверы эти сделаны прекрасно – ведь музыканты-то очень опытные, играть умеют. И даже мега-звезды не гнушаются выпуском таких альбомов, те же Оззи, Status Quo, Rush…

Не погнушалась выпустить свой собственный альбом каверов и прославившиеся на века еще в далеких 70-х Deep Purple. Вышел он в ноябре 2021 года и называется «Turning to Crime» («Преступление»). Однако в связи с появлением этого альбома музыканты поспешили объяснить, почему именно они выпустили именно альбом каверов, а не оригинальную музыку. Дело в том, заявляли они, что во времена п0ндемии (слово исковеркано по цензурным соображениям) группа расползлась по домам, и репетировать новый материал было невозможно. А вот пачку каверов можно было записать и в режиме «удаленки», поэтому и был выбран этот вариант.

В принципе, объяснение вполне убедительное, и я оспаривать его не стану, хотя повод есть. Лучше я сосредоточусь на самом альбоме, чтобы выяснить, что именно из этого каверного винегрета у музыкантов получилось.

Передняя сторона конверта альбома и две виниловые пластинки
Передняя сторона конверта альбома и две виниловые пластинки

Я не буду говорить о том, что пластинка не получилась, но она все же получилась совсем не такой, на какую мог рассчитывать каждый меломан, следящий за творчеством Deep Purple затаив дыхание. Конкретно говоря, никого Deep Purple мы на этом альбоме не видим. Лично я вижу набор песен разных групп, озвученных Иэном Гилланом, включая и его собственное сольное творчество. При этом я не собираюсь оценивать сами оригиналы песен, я оцениваю то, что сделали из этих песен Гиллан &Co.

Внутренний разворот конверта
Внутренний разворот конверта

Короче, получился такой себе сольник Иэна Гиллана, в музыке которого Deep Purple проскальзывают лишь эпизодически. Даже если бы вместо пресного и безвкусного Стива Морса на альбоме свою гитару записал Ричи Блэкмор, то и тогда музыка не была бы похожа на Deep Purple – слишком не типичные для этой группы песни выбрали музыканты для создания каверов. Ну, вот разве DP играли когда-то чистый джаз и прочее кабаре, причем в огромном количестве? Никогда.

А вот Иэн Гиллан в этом стиле в разные времена своей сольной карьеры наисполнял много чего. Я думаю, что это была именно его идея – сделать альбом таким разномастным, чтобы следы Deep Purple на нем отыскать можно было с трудом, а все лавры достались исключительно ему. И ему это почти удалось.

Задняя сторона конверта
Задняя сторона конверта

Почему «почти»? Да потому что он старенький уже, и многие песни просто не потянул. Всё, что тяжелее микрофона, Иэн Гиллан практически испортил, хотя музыканты очень постарались, даже не любимый мной Стив Морс. Дело в том, что это в Deep Purple Морс не смотрится и не слушается совершенно, а так он гитарист неплохой, и для сольного творчества Гиллана подходит вполне.

Два внутренних конверта для пластинок со всех сторон
Два внутренних конверта для пластинок со всех сторон

Пожалуй, самая зачетная на альбоме партия – это ритм-секция. Иэн Пэйс отыграл тут просто прекрасно, а Роджер Гловер от него отстал ненамного. Хотя все же отстал, потому что значительная часть песен исполнена в таком легком кабацком стиле, для которого владеть виртуозно бас-гитарой не требуется. В результате мы на доброй половине репертуара слышим не прославленного гения бас-гитары Гловера, а какие-то пуккающие звуки, которые мог бы исторгнуть и младенец. Но зато в тяжелых вещах этого альбома Роджер звучит как Бог – этого у него не отнять.

О Доне Эйри надо сказать особо. Он отыграл стандартно, но не без некоторого разнообразия: где надо – представился обычным кабацким лабухом, засыпающим пеплом от сигары клавиши своего пианино, а когда того требует обстановка – очень удачно копирует Джона Лорда. Благо, инструментарий у этого мастера богатый, за полвека своей клавишной деятельности он насобирал у себя дома тонны самой разной аппаратуры, в том числе и антикварной.

А вот Гиллан на этом альбоме блеснул совсем по-разному – где блеснул, а где все завалил. В общем, давайте рассмотрим взлеты и падения Гиллана в этом релизе и разберемся, за что он схватился удачно, а за что – на потеху зрителям.

Трек-лист:

1). 7 and 7 Is (2:28). Первый хит – и первый провал. Музыканты, особенно бодрячок Иэн Пэйс, отыграли знатно, а вот старина Иэн решил выпендриться, и ободелался (слово исковеркано по цензурным соображениям). Даже если бы эту песню сочинил он сам, то и тогда она звучала бы в его исполнении совсем никак. А учитывая, что этот хит Артура Ли ранее обыграла масса других звезд, и в их исполнении он звучит, как и положено хиту, то хочется плакать. Гиллан просто взял и уничтожил этот хит. Правда, Роберт Плант, в свою очередь, тоже ободелался, исполнив эту песню в 2007-м году, зато вот в 2004-м году не ободелалась с ней группа «Rush», да и Элис Купер в 1981-м исполнил ее как конфетку, раз в 10 лучше, чем оригинал.

2). Rockin' Pneumonia and the Boogie Woogie Flu (3:15). Старинное буги-вуги – как раз для нынешнего вокала Гиллана. Песня исполнена зачетно, не придраться, единственный минус в ней – это совсем не Deep Purple, даже близко. И особенно умиляет в этом буги рифф от «Smoke on the Water», исполненный Доном Эйри на пиано на 87-й секунде.

3). Oh Well (4:21). Первая песня на альбоме, которую Гиллан исполнил на отлично. Соглашусь, что в исполнении автора – группы «Fleetwood Mac», этот номер звучит как-то грязно, а вот «Пурплы» ее переделали как раз под свой фирменный стиль. Жаль, что без Блэкмора, и жаль, что Гиллан такой старый, иначе он проорал бы эту песню гораздо более мощно.

4). Jenny Take a Ride! (4:36). Ну, это снова чистый «сольник» Гиллана, для репертуара DP совсем не подходит, хотя Дон Эйри играет на своем органе, а потом соло на пианино, как заправский Джон Лорд. Правда, сольное творчество Гиллана после 1982 года меня совсем не впечатляет, потому я считаю эту песню для этого альбома DP просто моветоном.

5). Watching the River Flow (3:02). То же самое можно сказать и про эту песню – какое-то голимое кабаре под пианино совсем не «пёрпловского» толка.

6). Let the Good Times Roll (4:22). Биг-бэнд 30-х в американской глубинке от Рэя Чарльза, и снова не в белиберду, ни в Красную Армию.

7). DixieChicken (4:43). Нет, не спеть Гиллану второго «Ин Рока». Он так страшно опопсился, что совершенно непонятно, на каком основании этот альбом вышел под маркой «Deep Purple». К тому же даже такую попсу этот бывший Иисус Христос Суперстар уже не тянет.

8). Shapes of Things (3:40). Изначально прекрасная хард-роковая песня, тут исполнена в виде какого-то дешевого ритм-энд-блюза. Да, Гиллан уже не торт, хотя какие-то отголоски прежней гениальности в его голосе и остались. Мне жаль усилий Иэна Пэйса и Дона Эйри, которые все же пытаются вытянуть этот «Титаник» хотя бы на отмель. Но все тщетно.

9). The Battleof New Orleans (2:51). И снова какое-то буги-вуги, на этот раз в шотландском стиле. Запевает Боб Эзрин, который спродюсировал этот альбом, а затем тему подхватывает Гиллан, но снова тут «Дип Пёрплами» и не пахнет, тем более создается впечатление, что Гиллан прячет свой ослабевший вокал за вокалом Эзрина.

10). Lucifer (3:45). Такое ощущение, что я эту песню на этом альбоме уже слышал. Правда, Стив Морс сконструировал какой-то заковыристый рифф, а Дон Эйри снова копирует Джона Лорда на Хаммонде, но это все песню не спасает. Единственно, что можно сказать в ее пользу – это то, что благодаря гитарному риффу и Хаммонду песня все же похожа на что-то из репертуара Deep Purple конца 90-х – начала 2000-х годов.

11). White Room (4:53). Бессмертный хит Джека Брюса из репертуара таких же бессмертных Cream. И хотя изначально вокал Гиллана сильнее вокала Брюса на целый порядок, но в этой песне Маэстро совсем не тянет. Вернее, он старается петь ее хорошо, но у него получается это так, будто поет какой-то зомби. Эмоциональное вообще-то произведение в устах Гиллана превратилось в обычный коммерческий продукт. Правда, Морс что-то там пытается квакать на своей гитаре в стиле тогдашнего Эрика Клэптона, и это, на удивление, у него получается, хотя и не совсем так, как в оригинале.

12). Caught in the Act (7:49). Это попурри из разных старинных песен, и хоть Гиллан в некоторых частях поет, эта своеобразная пьеса очень хорошо подходит под репертуар Deep Purple. Одна из немногих композиций на этом диске, которые сделаны прекрасно.

13). (I'm) A Roadrunner (3:12). Эта песня шла к альбому в качестве бонуса, но ее можно считать «закрывашкой», хотя и не совсем удачной, потому что музыкой Deep Purple тут опять-таки и не пахнет.

В общем, следует признать, что современный вариант группы Deep Purple еще может играть хорошие песни в стиле старых DP, хоть и в виде кавер-версий. Однако таких песен на альбоме наскреблось всего несколько редких штук, а все остальное – это чисто сольное творчество Иэна Гиллана со всеми из этого вытекающими. И хоть музыканты очень сильно старались, но зловредный Иэн Гиллан дал им мало шансов, поэтому мы имеем не очередной альбом Deep Purple, а «сольник» Гиллана последних, то есть бесплодных лет.

И к этому «сольнику» Гиллана можно относиться как угодно, может, кому-то и понравится. Но вот в качестве альбома группы Deep Purple эта пластинка распознается с огромным трудом.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О DEEP PURPLE НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Purpendicular» ~ альбом группы Deep Purple 1996 года, написанный Иэном Гилланом как сольный проект

«The Battle Rages On...» 1993 г. – последний симбиоз Deep Purple и Ричи Блэкмора, громкий и мощный

Deep Purple «Made in Japan» 1972 г. – альбом поистине эпохальный. До него концертные записи были не в моде

5 композиций Deep Purple Mark I, которые потом были перепеты и перезаписаны с Иэном Гилланом

Первое видео концерта Deep Purple 1968 года и виниловый диск этой записи «Purple Storm»