Московский ЦУМ – один из самых известных торговых центров России, да ещё с большой историей. Название «Центральный универсальный магазин» появилось в советское время – до этого он был известен как «Мюр и Мерилиз». Здание в центре Москвы – не единственное напоминание о фирме, оно встречается в литературе, а иногда буквально под ногами! Вот 10 фактов о здании и не только.
1) Шотландские корни названия
Торговую марку «Мюръ и Мерилизъ» зарегистрировали в России шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз. Все началось в 1857 году с галантерейной лавки в Петербурге, а в 1880 году торговцы перебрались в Москву.
Вначале магазин находился на Кузнецком мосту, в 1892 году фирма приобрела здание напротив Большого театра. В нем случился пожар, а затем и второй.
2) Готический шарм
Проект нового здания составил архитектор Роман Клейн. Универмаг открылся под Рождество 1908 года. Тогда-то здание и получило узнаваемый готический профиль: трехгранная угловая башня, остроконечные пинакли, фронтон с окном-розой.
Но это лишь малая часть декора! Готика отличается скрупулезностью деталей. Присмотритесь к отделке верхних этажей: вимперги окон, обилие растительных и готических орнаментов, а самые внимательные обнаружат там для себя химер над верхним рядом окон!
3) Участие Шухова
При проектировании здания архитектор пригласил знаменитого инженера Владимира Шухова. В конструкции применили редкие для России того времени железобетонные конструкции.
Здание строилось по принципу американских небоскребов. Более тонкие стены дали больше полезной площади и возможность использовать панорамное остекление нижних этажей.
4) Никаких вывесок!
Из уважения к архитектурному ансамблю владельцы отказались от каких-либо рекламных вывесок на фасаде. Профиль здания, большие витрины и отличная репутация и были лучшей рекламой.
Зато в советское время здание любили увешать огромными полотками с лозунгами. Да, и сегодняшняя кричащая оранжевая вывеска выглядит совершенно лишней.
5) Революционный сервис и «тёмные комнаты»
Начав с дамских шляп и перчаток «Мюр и Мерилиз» теперь вырос до 80 отделов и 1 тыс. сотрудников. Здесь продавали практически всё, кроме продуктов питания. Универмаг мирового уровня сравнивали с парижским «Бонмарше» и лондонским «Харродс».
Универмаг покорил сервисом: фиксированные цены на этикетках, обмен товара, обходительный персонал (в народе говорили «мюрмерилизочки»), два лифта, справочная и даже специальные тёмные примерочные, чтобы оценить наряд при вечернем освещении.
6) Революционный маркетинг
«Мюр и Мерилиз» внедрял современный подход к торговле. Универмаг проводил ежегодные распродажи.
Товары можно было купить с доставкой, причем доставка от определенной суммы была бесплатной. Также введена традиция рассылки бесплатных каталогов товаров.
7) Реклама на люках!
В центре Москвы и других городов (например, в Туле) можно встретить дорожные люки в крестообразном дизайне, а иногда и с надписью «Мюръ и Мерилизъ».
Фирма не только продавала изделия из стали, но и не забывала о рекламе. Я рассказывал о водонапорной башне в Кировской области, для которой «Мюр и Мерилиз» поставляли оборудование.
8) «Мюр» в литературе
«Вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему [Шарику] хороший ошейник с цепью», читаем у Михаила Булгакова в романе «Собачье сердце».
Среди клиентов магазина был Антон Чехов. Рассказывают, что на подмосковной даче в Мелихово были двое щенков. Одного писатель назвал Мюр, другого Мерилиз.
9) Готическая мебельная фабрика
«Мюр и Мерилиз» – целая торговая империя. Была у владельцев и собственная мебельная фабрика – поставщик императорского двора. Фабрика находится в районе метро Краснопресненская в переулке с говорящим названием – Столярный.
Здание тоже имеет готические черты и напоминает замок. Построено оно в начале 20 века также архитектором Романом Клейном. В советское время здесь был завод «Рассвет», работал Сергей Королёв, делали узлы самолётов Ил-76, Ту-160, Су-27, Су-34. Вот история этого здания.
10) Слуга в шляпе-цилиндре
После революции универмаг переименовали в «Мосторг», но прижилось название из 1930-х годов – ЦУМ. Во время войны здание уцелело, в нём были казармы. А вот соседний дом был разрушен бомбой, в 1970-х он стал продолжением ЦУМа. В начале 2000-х ЦУМ расширили почти в два раза.
После войны в универмаге продавались товары повышенного качества, в наши дни он и вовсе перешел в разряд премиум: Gucci, Louis Vuitton, Prada, Chanel и др. Дверь главного входа до сих пор открывает слуга – сотрудник в старинном плаще и цилиндре…
Читайте также: 100 готических адресов Москвы (ФОТО)
Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!