«В Париже они были во время вoйны 1812 года, в Бeрлине — в 1945-м, и вот теперь добрались до штаб-квартиры НAТО в Бpюсселе. Нaтовские чиновники, не привыкшие к такой экспрессии, невольно попали под обаяние этих бородатых мужчин и красивых женщин.
Веселье в главном конференц-зале НAТО дошло до того, что в пляс пустился спецпредставитель генсека альянса Роберт Симмонс, не отличающийся богатырским здоровьем» Так о концерте Кубанского казачьего хора в штаб-квартире НAТО рассказали корреспонденты НТВ. Желающие могут найти сюжет на ютубе и увидеть все своими глазами.
Дальше было еще интересней. По традиции, уже сложившейся в хоре, вип-гостей принимают в казаки. Удостоился такой чести и Роберт Симмонс. Ему подарили белоснежную бурку и папаху, а потом, следуя вековому ритуалу, отхлестали плеткой. Спецпредставитель генсека НAТО, опустившись на колено, терпеливо снес удары русской плети. Рассказ продолжает художественный руководитель хора Виктор Гаврилович Захарченко. Эту историю, ставшую уже легендой, Виктор Гаврилович поведал зрителям на концерте в своей родной станице — Дядьковской. Так вот экзекуция, хоть и ритуальная, плохо отразилась на карьере господина Симмонса. Видимо, сам факт того, что русские выпороли высокопоставленную персону НAТО руководство военного блока не смогло пережить. Симмонса быстренько куда-то задвинули. А казаки — казаки пообещали вернуться в Бpюссель, чем явно озадачили нaтовцев. Как знать, что имели в виду загадочные русские, то ли опять приедут с концертом, то ли с шашками наголо...
Зрители в Дядьковской от души смеялись и аплодировали истории хоть и анекдотической, но поучительной.
Конечно, назвав Виктора Гавриловича, я немедленно должна была бы перечислить весь его послужной список, а он внушает почтение и восхищение и обязательно упомянуть, что Захарченко - народный артист России и Укpаины, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижер, художественный руководитель Государственного академического кубанского казачьего хора, профессор, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии; член Союза композиторов РФ, член президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества; полковник Всекубанского казачьего войска; Почетный житель станицы Дядьковской и Почетный гражданин г. Краснодара; "Человек года" по номинации Русского биографического института.
Вот, что я должна была бы написать в самом начале рассказа, но я не сделала этого, потому что концерт в станице Дядьковской — это совершенно особенный концерт. Сюда маэстро Захарченко приезжает не как звезда отечественного хорового искусства и выдающийся общественный деятель, а как земляк, человек, родившийся в этой станице. Приезжает по-родственному к людям, которые еще помнят его босоногим мальчишкой. В Дядьковской до сих пор рассказывают историю с баяном. В пятом классе Виктора задразнили артистом, а все потому, что, насмотревшись фильмов, он написал письмо товарищу Стaлину, рассказал вождю, что мечтает научиться играть, а баяна в школе нет... Ответ из Москвы пришел, ну, конечно, не от самого Стaлина, а из ЦК партии, мальчику написали, что в нашей стране открыты пути-дороги всем, надо только хорошо учиться.
В родную станицу Виктор Гаврилович Захарченко привозит свой прославленный коллектив часто. И репертуар хора хорошо известен и любим. Но мне кажется, если бы это было возможно, я бы ходила на концерты хора каждый день. И слушала бы, слушала эти изумительные, сочные, то распевные, то забористые народные песни. Каждый такой концерт - это не только песни хора, это и откровенный разговор Виктора Захарченко со слушателями. Монологи маэстро потрясают зрителей своей откровенностью, стремлением донести до каждого, сидящего в зале, свою любовь к родной земле, к народной песне.
На этом концерте Виктор Захарченко сказал фразу, которая меня поразила: «У народа не бывает пустых песен». И как тут не согласиться! Разве же пошловатые куплеты про Ксюшу с юбочкой из плюша, зайку с тазиком и два кусочека колбаски можно назвать песнями? Я уж не говорю про опусы, густо сдобренные матом, про откровенную поpнографию. Народная песня — это и сконцентрированный вековой опыт, и наука, и завет, и память. И нравственная чистота.
Хоть и жаль до боли, грустить недосуг,
Тоска перед бoем - казаку не друг.
От росы кpовавой клонится трава,
От тумана красного хмельна голова.
Ой, ты сотник смелый, славный был старик,
Знаю, ты полдела делать не привык.
А теперь седые кудри на земле лежат.
Смотрит сотник в небо, не отводит взгляд.
Каждый раз, когда я слушаю песню о погибшем в бою сотнике, жаркой кровью обливается сердце, и слезы подступают к горлу, потому что через песню эту мои далекие прадеды обращаются ко мне, взывают к моей памяти, к моей душе. И уверена, что этот зов предков слышал каждый сидящий в зале, всех нас объединила песня, и душа каждого отзывалась. Может, еще и потому с таким сердечным волнением слушали зрители старинные казачьи песни, особенно военные, что каждый понимал: совсем рядом идет война, гибнут русские люди.
Концерт в Дядьковской был особенным, он традиционно завершал межмуниципальный фольклорный фестиваль народного творчества «Соприкоснись душою с песней», который проходит в нашем районе вот уже восьмой год подряд в день рождения Виктора Захарченко. И концерт хора стал не только подарком для участников фестиваля, жителей станицы, но и своеобразным отчетом маэстро перед земляками. А дорогим и сердечным подарком от зрителей в этот день стали искренние, долго не смолкающие аплодисменты. Солистов хора не хотели отпускать со сцены, бисировали. Казалось, и зал, и хор были настроены на одну волну, на волну любви к песне, к земле, на которой родились эти песни.
Поэтому заключительную песню концерта: «Встань за веру, русская земля!» - зал слушал стоя. И пел вместе с хором так, что казалось — позови нас сейчас - и пойдем все, и постоим за веру, за землю нашу, как деды стояли.
Так что не зря господа из Бpюсселя, послушав наши песни, озаботились. Ой, не зря...