Итак, мы - семья Психологов решили построить БольшеЧемДом. И сегодня про детские страхи.
Мы с вами, взрослые, имеем дело со страхом ежедневно. Страх как таковой предохраняет нас от совершения опасных поступков, регулирует нашу внимательность, чтобы при выполнении потенциально опасных действий, мы с вами остались живы и здоровы. Как промышленный альпинист, я знаю, что вылезать с крыши страшно каждый раз. И именно этот страх позволяет мне быть внимательной, проверяя правильно ли я застраховалась.
Или знакомый всем пример с горячим чайником. Если я решу не сомневаясь потрогать чайник, зная, что он холодный, то мои движения будут медленными.
А теперь представим, что чайник все-таки оказался горячим (кто-то ставил его совсем недавно, а я почему-то упустила это). Я почувствую боль, обожгусь. В следующие несколько раз я точно буду внимательнее проверять горячий ли чайник. Я буду регулировать скорость своей реакции и потрогаю чайник аккуратно. Мои действия будут быстрыми, внимание включено и направлено. Именно СТРАХ обжечься помог мне обезопасить свою руку от нового ожога.
Теперь, когда мы разобрались с пользой страха, разберем нюансы детской психики. Ребенок, рождаясь в этот мир, нуждается в матери или ком-то ее замещающем (в психологии мы зовем это «главный взрослый»). Главный взрослый, находящийся рядом с ребенком, является гарантом его безопасности и выживания в мире. Д. Сорс (основываясь на эксперименте Элеоноры Гибсон и Р. Уока), в своем эксперименте с младенцем (малыш полз «навстречу смерти» ориентируясь на сигналы матери о том, что это безопасно), доказала, что ориентируясь именно на реакции главного взрослого, а не на собственные органы чувств (и даже вопреки), ребенок строит свои отношения с миром.
Возвращаясь к страхам, эти эксперименты, как и практика работы с детскими страхами, дают понимание происхождения страхов в раннем детстве (и во многом в более старшем возрасте). Ребенок - существо, изначально не владеющее речью, очень восприимчив к мимике, пантомимике, интонациям и другим невербальным (неречевым) способам общения. Наверняка, все слышали, что дети «чувствуют» человека. На самом деле, дети очень чутко считывают вышеописанную информацию с главного взрослого и реагируют в соответствии с ней.
То есть мама, отдавая ребенка на руки, например, свекрови или даже отцу, транслирует ребенку свое к ним отношение. Если мама тревожится, отдавая ребенка, то и ребенок будет чувствовать себя не в безопасности: плакать, проситься обратно к маме, кричать, выгибаться.
Конечно, это не значит, что если ребенок плачет на руках у папы или бабушки, то это обязательно трансляциями мамы. Вполне возможно, что ребенок переживает своевременный кризис развития, приболел или попросту устал, причин может быть много и я буду стараться рассматривать и их в своих последующих статьях.
Или еще одна ситуация: на площадке мама предлагает ребенку пойти познакомиться с ребятами. Но сама мама при этом транслирует ребенку тревогу своей скованной позой, излишне напряженным голосом или как-то еще. Или же она сама никогда не просит у незнакомцев помощи (в магазине или на улице). В этом случае ребенок считывает сигналы тревоги и так же тревожится подойти познакомиться.
Таким образом можно передать ребенку страх к чему угодно от страха утонуть до страха темноты. В том числе можно передать ребенку установку «мир опасен» и ребенок будет бояться почти всего.
Для детей раннего возраста работа со страхами заключается в налаживании доверительных отношений родителя с ребенком. Демонстрируя малышу, что он в безопасности, под защитой и всегда может рассчитывать на помощь, можно победить страх и сделать жизнь ярче.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Следите за новыми публикациями))) Психологии быть!