Самые знаменитые звёзды бейсбола, баскетбола или футбола делают миллионы. Те кто рангом пониже, зарабатывают лишь на комфортное существование.
Почему же победители получают всё?
Распределение доходов среди суперзвёзд ещё более несбалансированно, чем среди населения в целом, и является прекрасной иллюстрацией принципа 80|20 ( или в большинстве случаев, 90|10 или 90|5). Самые разные авторы пытались объяснить эти суперприбыли суперзвезд с экономических или социологических позиций.
Самое убедительное объяснение состоит в том, что суперприбыли звёзд становятся возможными благодаря двум вещам. Во-первых, средства массовой информации дают суперзвёздам возможность привлечь к себе внимание сразу огромного числа людей. Стоимость рекламы Джанет Джексон, Дж. К. Роулинг, Стивена Спилберга, Опры Уинфри или Дэвида Бекхема для дополнительного числа потребителей почти равна нулю, поскольку дополнительные затраты на теле- и радиовещание - это всего лишь очень небольшая часть общей структуры затрат.
Дополнительные расходы по раскрутке этих звёзд не больше, чем у соперников рангом ниже, разве что суперзвезда затребует себе больший гонорар. И хотя этот гонорар может равняться миллиону или десяткам миллионов долларов, в пересчёте на одного потребителя дополнительные затраты будут практически незаметными, составив несколько рублей или долей нескольких рублей.
Вторая причина супердоходов звёзд-это то, что посредственность не может быть конкурентом таланту. Важно получать всё самое лучшее. Если один уборщик работает наполовину медленнее другого, рынок вознаградит его наполовину меньшим заработком.
Но кому нужен тот, кто в два раза хуже Тайгера Вудса, Селин Дион или Андреа Бочелли? В этом случае не суперзвезда, даже работая даром, будет обходиться покупателю дороже, чем суперзвезда. Не суперзвезда привлечёт меньшую аудиторию, а небольшое снижение затрат на её рекламу принесёт гораздо меньшую прибыль.
Феномен "победитель получает всё" возник совсем недавно.
Любопытно то, что огромный разрыв между прибылями верхушки и всеми остальными существовал не всегда. Наиболее знаменитые чемпионы по баскетболу или футболу 1940-х и 1950-х годов не зарабатывали огромных денег. Совсем нередки были случаи, когда некогда выдающиеся политики умирали в относительной бедности. И чем дальше в прошлое, тем менее справедливо утверждение о том, что победитель получает всё.
Например, Уильям Шекспир в том, что касается таланта, не имел себе равных среди современников. То же касается и Леонардо да Винчи. По праву или скорее по сегодняшним меркам, они должны были бы эксплуатировать свой талант, работоспособность и славу и стать наиболее богатыми людьми своего времени. Однако вместо этого они довольствовались уровнем доходов, сравнимых с уровнем миллионов современных умеренно одарённых профессионалов.
Чем ближе к нашим дням, тем не равномернее становится распределение размеров материального вознаграждения за талант. Сегодня доходы тесно привязаны к достоинствам человека и его конкурентоспособности, и поскольку мерой здесь являются деньги, то и соотношение 80|20 становится более заметным. Сегодня общество ценит таланты и достоинства человека гораздо более высоко, чем в прошлом веке или даже ещё поколение назад. Особенно заметно это в Европе и, в частности, в России.
Если бы футболисты вроде Бобби Мура в 1940-х или 1950-х годах зарабатывали целое состояние, это вызвало бы негодование в британском истеблишменте, это считалось не приличным. Когда ведущие газетчики 1960-х годах узнали, что Битлз стали миллионерами, это вызвало удивление. Сегодня тот факт, что состояние Мадонны оценивается в 325 миллионов долларов, Дж. К. Роулинг в один миллиард, а Опры Уинфри в 1,5 миллиарда долларов, уже не вызывает удивления или возмущения.