Найти в Дзене
Сергей Мороз

Ермолаев ДБ-240 2М-105 (Ер-2) – планер

Оглавление

СССР, проект по состоянию на май 1940 г.

С.Г. Мороз

Справочник

При разработке пассажирского самолета «Сталь-7» под руководством Роберта Людвиговича Бартини и затем дальнего бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2) с новым Главным конструктором Владимиром Григорьевичем Ермолаевым достижения значительного прироста летно-тактических данных в сравнении с существующим тогда уровнем намечалось достичь прежде всего за счет усовершенствования конструкции и аэродинамики самолета. Хотя этот замысел в полной мере воплотить не удалось и расчетные показатели так и не были достигнуты, даже когда в условиях невозможности использования заложенных в проект двигателей М-106 или М-120 пришлось перейти на менее мощные и высотные серийные М-105, его характеристики оказались достаточны для принятия самолета на вооружение. Но это решение было скорее не окончательной оценкой машины, а своего рода «авансом», выданным конструктору на ее дальнейшее улучшение уже в условиях серийного производства.

Первый опытный самолет ДБ-240 2М-105 – на снимке хорошо видны чистые аэродинамические формы и характерная форма крыла «обратная чайка» с переменным углом поперечного V – отрицательным в корневой части и положительным на консолях
Первый опытный самолет ДБ-240 2М-105 – на снимке хорошо видны чистые аэродинамические формы и характерная форма крыла «обратная чайка» с переменным углом поперечного V – отрицательным в корневой части и положительным на консолях

Фото: https://www.pinterest.cl/pin/648518415067103195/

Предыдущая часть: Дальний бомбардировщик Ермолаев ДБ-240 – общие сведения и силовая установка

ДБ-240 2М-105 проект в окончательном виде, дальний бомбардировщик.

Крыло:

- крыло имеет аэродинамический П-134 относительной толщиной 16,3% у корня и 7% по законцовкам;

- форма в плане трапециевидная со скругленными законцовками;

- стреловидность передней кромки крыла +13 градусов;

- установочный угол крыла по бортовой нервюре +2 градуса;

- для уменьшения вредного взаимного влияния несущей поверхности и фюзеляжа, уменьшения миделя фюзеляжа при его заданной прочности за счет оптимального распределения нагрузок от крыла, а также обеспечения хорошего обзора для летчика, крыло имеет переменный угол поперечного V – самой нижней частью каждого полукрыла является зона мотогондолы, такая компоновка несущей плоскости напоминает растянутую букву W и называется «обратная чайка»;

- крыло технологически состоит из зеркально симметричных правых и левых моторных отсеков, консолей и законцовок;

Общая схема крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2. Сост. СКО завода им. Ворошилова под общей редакцией Главного конструктора Ермолаева В.Г. Воронеж, Завод № 18, - 1941 г.
Общая схема крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2. Сост. СКО завода им. Ворошилова под общей редакцией Главного конструктора Ермолаева В.Г. Воронеж, Завод № 18, - 1941 г.

- плоскость хорд моторного отсека (средняя часть крыла) от 1-й до 3-й нервюры (зоны мотогондол, нумерация нервюр мотоотсеков идет от их концов к фюзеляжу) расположена горизонтально;

- плоскость хорд крыльевой части моторного отсека от 3-й до 8-й (бортовой) нервюры опускается к законцовкам с углом поперечного V минус 19 градусов;

- плоскость хорд консольных частей поднимается от 1-й нервюры, по которой выполняется стыковка с моторными отсеками, и до концевой нервюры №22, с углом поперечного V плюс 7 градусов (нумерация нервюр консолей идет от корневых нервюр к законцовкам);

- к нервюре №22 КЧК крепится закругленная законцовка;

- каркас моторного отсека крыла базового варианта представляет собой пространственную статически неопределимую ферму (т.е. с «лишними» силовыми связями, что исключает потерю прочности при разрушении одного или даже нескольких ее элементов);

Конструкция и ферменный каркас моторного отсека крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция и ферменный каркас моторного отсека крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- основными силовыми узлами этой фермы являются передний и задний лонжероны, а также восемь нервюр, каждый из этих силовых элементов в свою очередь является плоской фермой, стержни всех ферм из труб из стали 30ХН3А;

- первый лонжерон прямой;

- задний л-н имеет излом по 4-й нервюре, что позволяет разнести узлы крепления отсека к фюзеляжу и увеличить объем под вкладной бак;

- плоские ферменные элементы соединяются в единую конструкцию концами, а также раскосами, часть из которых может сниматься для обеспечения доступа к баку для его ремонта или замены;

- обшивка в межлонжеронном пространстве и в зоне носков моторных отсеков крыла подкреплена стрингерами, эти панели образуют верхнее и нижнее силовое перекрытие отсека, которое стыкуется с фюзеляжем, для демонтажа и монтажа бака нижнее перекрытие и соответствующие раскосы снимаются;

- в нижнем перекрытии в зоне мотогондолы имеется проем для уборки основной опоры шасси;

- в моторных отеках крыла установлены топливные баки с их арматурой и топливопроводами, масляные радиаторы, проводка систем управления самолетом, механизацией крыла и ООШ, а также проводка электросистемы;

- съемный носок мотоотсека образует аэродинамический профиль в зоне, не занятой мотогондолой, в нем между нервюрами №№4-8 установлен на растяжках и ложементе бак системы смазки мотора;

Конструкция съемного носка моторного отсека крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция съемного носка моторного отсека крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- полки нервюр носка гнутые из дюралевых профилей, 4-я и 8-я нервюры имеют сплошные стенки с отверстиями для прохода коммуникаций;

- вдоль носка проходят 6 стрингеров – мощные балки 2-швеллерного сечения, собранные из дюралевых уголков;

- замыкает аэродинамический профиль хвостовой отсек, восемь нервюр которого выполнены из дюралевых профилей и являются продолжением основных стальных ферменных нервюр, он имеет только верхнюю панель обшивки, снизу его аэродинамический контур образован посадочным щитком;

- к ферме мотоотсека крепится пирамида навески стойки шасси;

- крепление мотоотсеков к фюзеляжу по шпангоутам №№10 и 15 выполняется гребенками, которые проштыриваются конусными болтами (соединение типа «ухо-вилка» с тремя плоскостями среза, конусность болтов 1:20), зазоры в соединении выбираются тарированной затяжкой гаек, гребенки привариваются к поясам лонжеронов мотоотсека и к углам рам силовых шпангоутов атомно-водородной сваркой встык;

Узел крепления моторной части крыла к фюзеляжу (приведено изображение нижнего узла на шп. 10 для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Узел крепления моторной части крыла к фюзеляжу (приведено изображение нижнего узла на шп. 10 для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- доступ к агрегатам топливной и масляной систем, а также к управлению в мотоотсеке осуществляется через эксплуатационные люки в верхнем и нижнем перекрытиях и в носке, а также через нишу шасси и проемы в 8-х нервюрах мотоотсеков;

- силовой набор каждой из двух КЧК состоит из двух лонжеронов и 22 нервюр;

- лонжероны консолей балочные, их пояса таврового сечения состоят из двух дюралевых уголков переменного сечения, склепанные вместе со сплошной листовой стенкой;

Конструкция консольной части крыла и отсек ее переднего лонжерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция консольной части крыла и отсек ее переднего лонжерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- силовые нервюры в межлонжеронной части консоли имеют и верхний и нижний пояс, а также сплошную (в нервюрах №№1-4 и №22) или ферменную (в остальных) стенку;

- баковые нервюры представляют собой только верхние пояса;

Типовая конструкция нервюры консольной части крыла в зонах крепления бензобаков (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Типовая конструкция нервюры консольной части крыла в зонах крепления бензобаков (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- в передней кромке левой консоли между 7-й и 8-й нервюрами сделан проем для фары;

- панели ОЧК (кроме крышек монтажных люков баков) поддерживаются стрингерами, крышки люков имеют свой собственный силовой набор, обеспечивающий их жесткость и прочность всего крыла;

Вид на нижнюю поверхность левой консоли крыла опытного самолета ДБ-240 2М-105. В центре снимка – посадочная фара в полетном (убранном) положении. Предоставил А. Подопригора
Вид на нижнюю поверхность левой консоли крыла опытного самолета ДБ-240 2М-105. В центре снимка – посадочная фара в полетном (убранном) положении. Предоставил А. Подопригора

- стыки консолей с мотоотсеками выполнены ухо-вильчатыми узлами с горизонтальными конусными болтами и закрыты дюралевыми лентами на шурупах;

Типовой узел крепления консольной части крыла к мотоотсеку (приведено изображение узла на верхнем поясе среднего л-на для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Типовой узел крепления консольной части крыла к мотоотсеку (приведено изображение узла на верхнем поясе среднего л-на для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- стыки мотоотсеков и бортов фюзеляжа закрыты зализами на винтах (гайки анкерные) и являются силовыми;

- элероны типа «Фриз» занимают заднюю кромку консолей в зоне нервюр №№12-22;

- каждый элерон состоит из двух отсеков, связанных между собой петлей на задней кромке;

- элерон навешивается по нервюрам крыла №№13, 17, 19 и 22. Узел на 22-й нервюре общий для двух отсеков;

- силовой набор элеронов состоит из лонжерона, склепанного с носком и нервюр;

Конструкция элерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105, в источнике рисунок перевернут, изображен вид элерона сверху). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция элерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105, в источнике рисунок перевернут, изображен вид элерона сверху). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Узел навески элерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Узел навески элерона (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- обшивка залонжеронной части элерона из полотна АСТ-100 на лаке эмалит, полотно крепится к нервюрам прошивкой рояльной проволокой и специальными скобочками, шаг которых 50 мм;

- в носках обоих элеронов между нервюрами №№18-20 расположены грузы весовой компенсации (чугунные чушки), которые служат для исключения возникновения колебаний типа флаттер;

- на внутреннем отсеке левого элерона установлен триммер для снятия длительно действующих, незначительных по величине нагрузок на штурвал, возникающих из-за асимметрии обтекания (например, боковой ветер) или из-за отклонений от теоретического контура правой и левой консолей, допущенных при их изготовлении, управление им осуществляет летчик посредством электрического исполнительного механизма;

- крепление триммера к обечайке руля выполнено рояльной петлей;

- в полотняной обшивке левого элерона сделан лючок для доступа к барабану управления триммером;

- механизация крыла состоит из двух секций щитков типа «Шренк» на каждом полукрыле;

Посадочный щиток на мотоотсеке крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Посадочный щиток на мотоотсеке крыла (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- внутренняя секция щитков расположена в зоне нервюр №№4-8 мотоотсека, внешняя – в зоне нервюр №№1-12 консоли;

- каждый щиток состоит из лонжерона, носка, хвостового профиля, нервюр и нижней панели обшивки;

- крепление щитка к конструкции мотоотсека или консоли выполнено рояльной петлей.

Опытный самолет ДБ-240 2М-105 – снимок хорошо показывает тщательно продуманное сопряжение крыла и фюзеляжа самолета. Предоставил А. Подопригора
Опытный самолет ДБ-240 2М-105 – снимок хорошо показывает тщательно продуманное сопряжение крыла и фюзеляжа самолета. Предоставил А. Подопригора

Фюзеляж:

- на виде сбоку имеет форму, близкую к дужке профиля крыла и «плоское» (т.е. с малой двойной кривизной) днище;

- в носовой и хвостовой частях сечения близки к овалу;

- сечение средней части образовано шестью дугами различных радиусов и подобно треугольнику с закругленными вершинами;

- КСС – стрингерный полумонокок с работающей обшивкой;

- поперечный набор состоит из 40 шпангоутов, продольный – 36 неразрезных стрингеров, 4 лонжерона в средней части и 2 подкрепляющих вырез под костыльную опору шасси балочки в хвостовой части (зона шп. №№34-37);

- технологически делится на четыре отсека, что упрощает его изготовление;

Общая схема фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Общая схема фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.
Конструкция фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2.

- НЧФ – отсек № 1, в ней установлено основное пилотажно-навигационное и иное приборное оборудование, а также посты управления самолетом, силовой установкой и др. системами, кроме части радиооборудования и вооружения;

- в НЧФ (шп. 1…8) расположены кабины штурмана и летчика, для входа в которые имеется нижний передний люк между шп. 2 и 5;

- каркас остекления штурмана и фонаря кабины летчика сварной из стальных труб;

Носовая часть фюзеляжа с остеклением кабины штурмана и его стрелковая установка с пулеметом ШКАС первого опытного самолета ДБ-240 2М-105. Видны рукав подачи патронов к пулемету и патрубок для выброса за борт стреляных гильз.  В серийное производство была внедрена носовая стрелковая установка, унифицированная с самолетом ДБ-3ф. Предоставил А. Подопригора
Носовая часть фюзеляжа с остеклением кабины штурмана и его стрелковая установка с пулеметом ШКАС первого опытного самолета ДБ-240 2М-105. Видны рукав подачи патронов к пулемету и патрубок для выброса за борт стреляных гильз. В серийное производство была внедрена носовая стрелковая установка, унифицированная с самолетом ДБ-3ф. Предоставил А. Подопригора

- остекление кабин (4-мм плексиглас) крепится к каркасу специальными внешними дюралевыми окантовками, обеспечивающими гладкий внешний контур;

- имеется резиновое уплотнение стыков сдвижной части фонаря, астрономического (над кабиной штурмана) и входного люка;

- вся НЧФ с 1-го по 4-й шп. остеклена для обеспечения обзора и естественного освещения для штурмана в дневных условиях;

- для дополнительного естественного освещения его рабочего места и обеспечения ориентирования штурмана в полете по правому борту сделано окно;

Конструкция носовой части фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция носовой части фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- кресло штурмана находится справа от летчика (несколько впереди по полету и ниже);

- огонь из носовой пулеметной установки штурман ведет из положения «лежа», для чего на каркас укладывается съемный деревянный настил с пришитым к нему матрацем, который закрывает переднюю нижнюю часть остекления кабины и передний входной люк;

- крышка входного люка открывается влево и во избежание удара при ее открытии открывающий должен находиться справа вне зоны проема;

Передний входной люк в нижней части НЧФ (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Передний входной люк в нижней части НЧФ (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- кабина, кресло и пост управления летчика находятся в НЧФ слева от ПСС для улучшения обзора на взлете и посадке при широком фюзеляже и значительном стояночном угле;

- козырек кабины летчика крепится на шп. 6 и 7;

- сдвижная задняя часть фонаря кабины летчика опирается на роликовые направляющие, которые жестко крепятся к шп. 7 и 8;

- ролики сдвижной части фонаря установлены на шариковых подшипниках, для фиксации сдвижной части фонаря кабины летчика в положении «закрыто» имеется замок, открываемый ручкой в одно движение;

- верхний астролюк в остекленной носовой кабине может открываться, и также имеет резиновое уплотнение;

- пол кабины летчика проходит от шп. 5 по 8 и представляет собой постамент из дюралевых профилей, накрытых листом фанеры;

- сиденье летчика установлено в зоне шпангоутов №№6-8 под сдвинутым влево выступающим фонарем кабины;

Каплевидный фонарь кабины летчика самолета ДБ-240 смещен на левый борт фюзеляжа для улучшения обзора на взлете, посадке и при рулении. Предоставил А. Подопригора
Каплевидный фонарь кабины летчика самолета ДБ-240 смещен на левый борт фюзеляжа для улучшения обзора на взлете, посадке и при рулении. Предоставил А. Подопригора
Конструкция фонаря кабины летчика (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция фонаря кабины летчика (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- НЧФ замыкается сплошным шп. № 8, в нем имеется проем, закрывающийся дверью, которая при открывании скользит по роликам, в закрытом положении дверь удерживается пружинным замком, который может быть открыт ручкой с обоих сторон;

- СЧФ (шп. №8-15) – главный силовой узел самолета;

Шпангоут №8 со сдвижной дверью (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Шпангоут №8 со сдвижной дверью (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- благодаря значительному относительному сужению крыла (4,8 ед.) длина бомбоотсека, расположенного между 10-м и 15-м силовыми шпангоутами, составила 2500 мм, что обеспечило внутреннюю подвеску бомб калибра до 500 кг;

- створки бомбоотсека крепятся к центральной балке и открываются наружу поворотом к оси самолета. Центральная балка обеспечивает жесткость фюзеляжа в зоне выреза;

Средняя часть фюзеляжа с бомбовым отсеком и его люком (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Средняя часть фюзеляжа с бомбовым отсеком и его люком (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- на 10-м и 15-м силовых шпангоутах находятся узлы навески лонжеронов крыла;

- между 8-м и 10-м шпангоутами установлены четыре топливных бака (два подвешены к верхним панелям, а два нижних притягиваются к специальным лекалам, повторяющим форму их днища);

- средняя часть замыкается сплошным шпангоутом №15. Для прохода техника в хвостовую часть (например, для обслуживания узлов системы управления) в нем имеется скользящая дверь, которая конструктивно подобна двери на шпангоуте №15;

- в необитаемой хвостовой части для удобства технического обслуживания самолета между шп. №№15-21 установлен деревянный настил-пол;

- в зоне шп. №№21-24 крепится верхняя стрелковая установка, описанная ниже, вырез под нее установку и крепление ее монтажного кольца (его диаметр 1000 мм) усилены специальной жесткостью;

Средняя часть фюзеляжа и купол доработанной верхней стрелковой башни опытного самолета ДБ-240 2М-105, поднятый в боевое положение (пулемет не установлен). Предоставил А. Подопригора
Средняя часть фюзеляжа и купол доработанной верхней стрелковой башни опытного самолета ДБ-240 2М-105, поднятый в боевое положение (пулемет не установлен). Предоставил А. Подопригора
Конструкция фюзеляжа в месте верхней стрелковой установки (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция фюзеляжа в месте верхней стрелковой установки (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- сиденье радиста (стрелка нижней огневой установки) закреплено на каркас у шп. №№18-21 по левому борту, а сама радиостанция находится между 16-м и 17-м шпангоутами;

- между шп. №№18-21 находится задний нижний люк, который используется для входа экипажа в самолет и выхода из него, а также для приведения нижней стрелковой установки в боевое положение, через него может осуществляться и аварийное покидание самолета;

Задний нижний люк и его замок (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Задний нижний люк и его замок (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- навеска стабилизатора выполняется по шп. №№33, 35 и 37, а его панели соединяются также с усиленной окантовкой выреза в верхних панелях хвостовой части;

- на шп. №№34, 35 и 37 находятся шарнирные узлы крепления костыльной опоры шасси, которая частично убирается в легкий хвостовой обтекатель с вырезом под нее, который является технологически самостоятельным агрегатом и крепился к шпангоуту №37;

- конструкция шпангоутов зависит от места их расположения, воспринимаемых нагрузок и выполняемых функций;

- шп. №1 стальной, соединен с каркасом кабины штурмана сваркой;

- силовые шп. №10 и 15 и состоят из пятиугольной трубчатой рамы с приваренными к ней проушинами стыковых узлов навески лонжеронов мотоотсеков крыла, дюралевой листовой стенки (на 10-м шпангоуте она занимает только верхнюю часть, а на 15-м в сплошной стенке имеется дверь) и крепежной ленты по контуру;

Шпангоут № 10 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Шпангоут № 10 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Шпангоут № 15 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Шпангоут № 15 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- проушины навески крыла изготовлены из хромансиля 30ХГСА;

- усиленные контурные шп. №№2-4, 11-14а, 18, 21, 24, 33, 35 и 37 имеют коробчатое сечение контурного профиля;

- контурные шп. №№5-9, 16 и 29 состоят из стенки (только на части шпангоутов этого типа), контурного разрезного (с проемами под стрингеры) профиля и стоек. В стенках сделаны двери, закрываемые замком;

Типовой нормальный контурный шпангоут фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Типовой нормальный контурный шпангоут фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Типовые усиленные контурные шпангоуты фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Типовые усиленные контурные шпангоуты фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- неконтурные шп. №№17, 19, 20, 22, 23, 25-28, 30-32, 34, 36 состоят из сплошных дюралевых профилей и не крепятся к обшивке;

- концевой силовой шп. №37 состоит из гнутых на горячо поясов из прессованных профилей и листовой стенки. К нему крепятся стыковые узлы стабилизатора и костыльной опоры шасси.

Конструкция шп. №37 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция шп. №37 фюзеляжа (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

Горизонтальное оперение:

- оперение самолета установлено на ХЧФ, разнесенное – двухкилевое;

- форма консолей ГО в плане трапециевидная;

Компоновка оперения (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Компоновка оперения (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- угол поперечного V консолей ГО +7 град.;

- угол установки корневого сечения ГО по отношению к строительной горизонтали фюзеляжа 0 град.;

- горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора, который крепится к верхней части фюзеляжа, и руля высоты;

- стабилизатор состоит из симметричных правой и левой консолей;

- каркас консоли стабилизатора состоит из трех сквозных лонжеронов, 29 нервюр и набора стрингеров;

- лонжероны стабилизатора балочные, состоят из верхнего и нижнего поясов (1-й и 2-й имеют пояса из прессованного дюралевого профиля уголкового сечения, а 3-й задний – таврового), а также листовых стенок;

- нулевые (бортовые) нервюры стабилизатора, а также нервюры №№1 и 2 усиленные;

Конструкция консоли горизонтального оперения – стабилизатор с рулем высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция консоли горизонтального оперения – стабилизатор с рулем высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- все нервюры стабилизатора листовые, штампованные из дюраля; - обшивка стабилизатора – листовой дюраль, толщина носка и панелей у фюзеляжа 1,0 мм, остальных листов – 0,8 мм;

- консоли стабилизатора крепятся к фюзеляжу концами лонжеронов к «башмакам», которые в свою очередь укреплены на силовых шпангоутах хвостовой части фюзеляжа на цилиндрических болтах из хромомолибденовой стали особой твердости (предел порочности 125 кгс/кв.мм);

- по нижней поверхности консолей установлены контурные уголки, которые крепятся заклепками к фюзеляжу, усиленному в этом месте лентой;

- в нижней поверхности обшивки стабилизатора имеется 8 лючков для осмотра агрегатов системы управления;

- руль высоты состоит из двух половин, не соединенных между собой;

- силовой набор РВ состоит из лонжерона, образующего носок руля, дюралевых штампованных нервюр и дюралевого ободка, к которому приклепаны концы нервюр, между собой нервюры расчалены дюралевыми лентами;

- обшивка залонжеронной части РВ – полотно АСТ-100 на эмалите;

- в местах нервюр №№0, 6 и 12 к заднему лонжерону крепятся узлы навески руля высоты, для их осмотра в носке каждой половины руля снизу сделано по три лючка;

Узел навески руля высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Узел навески руля высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- на узле по 0-й нервюре находится рычаг, соединенный с тягой управления;

- вырезы по узлам навески руля высоты заделаны полотняными шторками;

- весовая компенсация каждой половины руля высоты состоит из груза, установленного в передней кромке в зоне нервюр №№0-12, в хвостовой части фюзеляжа установлен общий для двух половин руля противовес, связанный с тягами управления;

Установка противовеса руля высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Установка противовеса руля высоты (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- на каждой половине руля высоты на рояльной петле установлен триммер;

- крепление триммера к обечайке руля выполнено рояльной петлей;

- в полотняной обшивке каждого руля сделан лючок для доступа к барабану управления триммером.

Вертикальное оперение:

- разнесенное, состоит из двух килей, на каждом из которых установлен руль направления;

- форма шайб ВО образована дугами окружностей разного диаметра;

Вид на правый киль опытного самолета ДБ-240 2М-105 со стороны фюзеляжа. На полотняной обшивке руля поворота виден люк доступа к механизму управления триммером. На верхней части руля установлен весовой балансир – чугунная чушка обтекаемой формы на длинном рычаге. Предоставил А. Подопригора
Вид на правый киль опытного самолета ДБ-240 2М-105 со стороны фюзеляжа. На полотняной обшивке руля поворота виден люк доступа к механизму управления триммером. На верхней части руля установлен весовой балансир – чугунная чушка обтекаемой формы на длинном рычаге. Предоставил А. Подопригора
Конструкция правой шайбы вертикального оперения (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Конструкция правой шайбы вертикального оперения (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- каркас киля состоит из переднего и заднего лонжеронов с полками из прессованных дюралевых тавров и стенками из листового дюраля, 10 штампованных из дюралевого листа толщиной 0,8 мм нервюр, а также набора стрингеров (прессованные дюралевые уголки);

- лонжероны и стрингеры установлены вертикально, а нервюры – по потоку;

- нервюра №10 усилена и служит для крепления киля к стабилизатору, это крепление контурного типа и осуществляется путем соединения ее уголковых поясов (установлены уголком наружу конура) с аналогичным поясом нервюры №14 стабилизатора болтами диаметром 6 мм с шагом 40 мм;

- обшивка киля - дюраль толщиной 0,8 мм, в ней есть три эксплуатационных люка – прямоугольный служит для доступа к барабану тросовой антенны, два круглых – к тягам управления;

- руль поворота крепится к килю в трех точках, на среднем узле навески руля имеется рычаг, к которому присоединяется тяга управления;

Крепление шайбы вертикального оперения к стабилизатору (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Крепление шайбы вертикального оперения к стабилизатору (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Узел навески руля направления и его качалка (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги  Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2
Узел навески руля направления и его качалка (приведено для серийного самолета Ер-2 2М-105). Рисунок из книги Временное техническое описание самолета Ер 2 2М 105. Книга 2

- конструкция руля поворота подобна конструкции руля высоты (с учетом отличий в его форме и размерах);

- обшивка залонжеронной части руля – полотно АСТ-100 на эмалите;

- к лонжерону, верхней нервюре №9 и обечайке руля крепится рычаг весового балансира, сам он представляет собой чугунную отливку обтекаемой формы с резьбовым хвостовиком, которым он крепится к втулке рычага;

- на правом руле поворота имеется триммер;

- в полотняной обшивке руля сделан лючок для доступа к барабану управления триммером;

- крепление триммера к обечайке руля выполнено рояльной петлей.

Первый опытный самолет ДБ-240 2М-105 на аэродроме авиазавода № 240. Верхняя стрелковая установка поднята в боевое положение, выпущены посадочные щитки. Фото предоставил А. Подопригора
Первый опытный самолет ДБ-240 2М-105 на аэродроме авиазавода № 240. Верхняя стрелковая установка поднята в боевое положение, выпущены посадочные щитки. Фото предоставил А. Подопригора

Полный список использованных источников будет дан в завершающем разделе Справочника по самолету Ер-2

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Сведения об оборудовании и вооружении в проекте самолета читайте в следующих разделах Справочника.

Продолжение следует

Ознакомившись с конструкцией крыла, фюзеляжа и оперения дальнего бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2) конструкции В.Г. Ермолаева, настало время переключиться и узнать о том, как в эпоху парусного флота ходили к берегам Антарктиды. Об этом нам расскажет канал Кот-ученый