В концу пятнадцатого столетия роль монастырей, как оплот знаний, заканчивается. Во многих крупных городах появляются университеты, где ученые, уже достаточно далекие от церкви, изучают физику, химию, философию, словесность.
В атмосфере вне контроля христианства зарождается светский гуманизм. До идей всеобщего равенства, свободы слова, права на жизнь еще далеко, и делаются только первые шаги осознания того, что любовь к ближнему своему не должна зависеть от того, что это слово Божье, а это естественная составляющего здорового общества.
Именно в эту эпоху рождается сирота, которого в последствии назовут «Князем гуманизма».
Мальчик был плодом любви служанки и сына богатых бюргеров, который должен был стать священнослужителем. Родители парня были категорически против брака их сына с простой девушкой, поэтому малыш родился вне брака. Мальчика назвали Герхардом, что в переводе означало «желанный». В те годы в моде была грецизация и латинизация, поэтому его имя в переводе с этих языков звучало как Дезидерий Эразм.
В историю он войдет, как Эразм Роттердамский.
Первые сочинения Эразма вышли в Париже. Самая первая книга автора получила название «Adagia», и в ней были собраны поучительные истории и афоризмы, основанные на трудах древних писателей-философов. В 1501-м Роттердамский стал автором религиозно-этического трактата «Оружие христианского воина», которое вышло из печати в 1504 году.
Больше всего автора интересовала философия духовного самоусовершенствования человека, он отдавал ей больше предпочтений, чем традиционным обрядам.
В 1515-м вышла еще одна книга писателя – «Наставление христианского государя», спустя год он написал труд «Жалоба мира». Эти труды содержали его позицию в отношении войн и движений пацифистов. Книга «О свободе воли» выдает в нем противника Реформации. Роттердамский был глашатаем гуманизма, причем во всех его направлениях. Прославился он и как филолог, ему принадлежат переводы и толкования произведений Лукиана, Еврипида и многих других авторов Древней Греции.
Известные сочинения мудреца:
«Пословицы»
«Похвала глупости»
«Разговоры запросто»
«Воспитание христианского государя»
«Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
«Диатриба, или Рассуждение о свободе воли»
«О приличии детских нравов»
Роттердамский выступал с критическими предположениями, даже не подозревая, что они когда-то дадут начало протестантскому движению христианства.
В памяти потомков Эразм остался как глава гуманизма. После него осталась прекрасная библиотека и дорогое имущество. В городе Базель есть университет, в котором студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.