Продолжаю рассказывать о прочитанных в марте книгах. Первая часть тут.
"Пищеблок", Алексей Иванов, 2018
10/10
Первая строка: "Они были сигнальщиками. Мальчик бил в барабан, а девочка трубила в горн. Они вместе встречали каждый рассвет и провожали каждый закат. Но люди не слышали песни горна и грома барабана, не замечали, как ветер треплет пионерские галстуки сигнальщиков, не видели, как на солнце сияют глаза пионеров. Всем казалось, что девочка с горном и мальчик с барабаном сделаны из гипса. А они были живые и очень любили друг друга".
Алексей Иванов все же умеет удивлять, кто бы еще додумался поселить вместе в одном лагере вампиров и пионеров, при этом написать не трешовую историю для фриков, а пронзительный щемяще-ностальгический роман о детстве и юности в СССР. Вожатые, отряды, костры и кружок хорового пения, лето на Волге и теплоходы - что еще нужно для счастья. А вампиры они даже не мешают совсем всем этим наслаждаться, как тут и были, вносят немного тревожной нотки, чтобы совсем уж приторно не было, и всё.
Можно, конечно, подвести под эту историю какую-нибудь идеологию - типа того, что вампиры - это никакие не вампиры, а призраки коммунизма, отравляющие души и умы юных пионеров, но, если честно, совсем не хочется, не они тут главные герои. Главное здесь - это зарождение настоящей мужской дружбы, первая любовь, первые разочарования и юношеские надежды и мечты.
По этой книге снят сериал, еще больше о книгах, по которым сняты знаменитые сериалы можно прочитать здесь и здесь.
Как разобраться в детях? А чего тут сложного? Высокий – на волейбол, крикливый – в хор, умный – пускай играет в шахматы, кривляется – тогда в театральный кружок, а если пойман со спичками или нарушает режим, то грабли в руки и вперёд – на уборку территории. Главное – проследить, чтобы никто не отлынивал.
"Железный король", Морис Дрюон, 1955
10/10
Первая строка: "В начале XIV века Филипп IV, король, прославившийся своей редкостной красотой, был неограниченным повелителем Франции".
Первая из семи книг серии "Проклятые короли", открывающей мрачные тайны Средневековья. Дрюон писал этот цикл более 20 лет, так как за каждой книгой стояла кропотливая работа в Национальном архиве, изучение документов, написанных на архаичном французском или на латыни. Почему проклятые короли? Об этом и рассказывает первая книга цикла. Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле проклял своих палачей - папу Климента V, короля Филиппа Красивого, его советника Гийома де Ногаре и все их потомство до тринадцатого колена. Далее мы видим как его проклятие начинает сбываться.
Я очень люблю историческую литературу, особенно когда она написана как интересный роман. Морис Дрюон пишет не менее интересно, чем Александр Дюма, только еще и придерживаясь исторической истины. С удовольствием прочитаю всю серию.
Каждый человек отчасти склонен думать, что мир родился вместе с ним, и мучится, прощаясь с жизнью, так как ему кажется, что вместе с ним обрываются пути Вселенной.
"Камера обскура", Владимир Набоков, 1933
10/10
Первая строка: "Приблизительно в 1925 году размножилось по всему свету милое, забавное существо – существо теперь уже почти забытое, но в свое время, т. е. в течение трех-четырех лет, бывшее вездесущим, – от Аляски до Патагонии, от Маньчжурии до Новой Зеландии, от Лапландии до мыса Доброй Надежды, словом, всюду, куда проникают цветные открытки, – существо, носившее симпатичное имя: Cheepy".
Завязка истории вполне банальная: стареющий художник Бруно влюбляется в красивую 16-летнюю натурщицу Магду, снимает ей квартиру, дает деньги, изменяет с ней жене. Но Магда оказывается не так проста как кажется сначала, и из бедной совращенной и обманутой жертвы женатого любовника превращается на наших глазах в опасную хищницу. Теперь жертвой становится Бруно, и до самого конца непонятно, удастся ли ему выпутаться из этой опасной ситуации и до какой низости он сможет дойти ради своей любви к Магде.
Снова и снова не перестаю удивляться глупости мужчин, готовых предать и продать всё и всех ради молодой любовницы. При том, непонятно зачем? Даже немного счастья им это не приносит, одни страдания. А язык Набокова как всегда прекрасен, читать было сплошным удовольствием.
Нельзя строить жизнь на песке несчастья.
"Сode. Носители", Джон Маррс, 2020
6/10
Первая строка: "Поморщившись, он зажал нос и сквозь полумрак лестницы поднялся к двойным дверям впереди. Офисное здание, куда входил Ли Далглиш, располагалось на берегу Темзы, в двух шагах от бывшей электростанции «Баттерси». На жаре прелый дух вечно сырых стен превращался в подобие гнилостного смрада".
Не знаю, кто и почему написал на обложке, что данная книга является продолжением бестселлера "The One. Единственный" того же автора, но это абсолютная ложь. Я, конечно, на нее повелась, так как "Единственный" мне очень понравился, и кинулась быстрее книгу читать. Сложно сказать, понравилась ли бы мне книга больше, если бы не было обманутых ожиданий, но уж что есть, то есть.
Государство отбирает несколько добровольцев для экспериментального проекта по хранению особо секретных данных. Данные предполагают хранить прямо в людях, вшив в их мозг носитель информации. Взамен добровольцам дают шанс начать жизнь с чистого листа. На удивление добровольцы находятся, данные в них загружены, и на носителей начинается настоящая охота, потому что нет таких тайн, которые бы не стали явными. Джон Маррс как всегда закрутил сюжет, поэтому до самого конца не было понятно, чем все это может кончиться. Неплохой триллер, просто мне сама тема была неинтересна.
Попытка утолить чужую боль за счет секретной информации провалилась с оглушительным треском. Правда, как оказалось, нужна далеко не всем. Иной раз в неведении жить легче.
"Вечер у Клэр", Гайто Газданов, 1929
10/10
Первая строка: "Клэр была больна; я просиживал у нее целые вечера и, уходя, всякий раз неизменно опаздывал к последнему поезду метрополитена и шел потом пешком с улицы Raynouard на площадь St. Michel, возле которой я жил".
Очень рада, что открыла для себя еще одного великого русского писателя. Долгое время в нашей стране о нем ничего не знали, так как Газданов - писатель-эмигрант. Коренной петербуржец Гайто в 16 лет ушел добровольцем в армию белых, после разгрома красными бежал в Париж, где работал таксистом и начал писать книги. В годы войны оказался в оккупированном Париже, вместе с женой прятал в своей квартире евреев. С 1953 года работал на радио "Свобода" в Мюнхене. В Россию больше так никогда и не вернулся. Такая типичная и печальная эмигрантская судьба.
"Вечер у Клэр" - дебютный роман Газданова, во что просто невозможно поверить, потому что это проза уровня поздних Бунина и Набокова. В романе автор рассказывает о своем детстве в Петербурге, о родителях, о каникулах в Кисловодске, о первой встрече с Клэр и о гражданской войне, то есть о своей жизни до бегства в Париж. Давно я не слышала такого русского языка, я слушала аудиокнигу и часто ловила себя на том, что не вникаю в смысл, а просто слушаю язык как музыку. Чистое эстетическое удовольствие. Обязательно буду читать все книги Газданова, которые найду.
— Как ты думаешь, — спросил я, — наш подполковник христианин?
— Конечно, — сказал он быстро и испуганно.
— А какое он имеет право меня наказывать почти каждый день?
— Потому что ты плохо себя ведешь.
— А как же в Евангелии сказано: не судите, да не судимы будете?!
— Не судимы будете, это страдательный залог, — прошептал про себя Успенский, точно проверяя свои знания. — Это не про кадет сказано.
"Сильные мира сего", Морис Дрюон, 1948
10/10
Первая строка: "Cтены больничной палаты, деревянная мебель – все, вплоть до металлической кровати, было выкрашено эмалевой краской, все прекрасно мылось и сияло ослепительной белизной".
Я решила продолжить свое знакомство с Морисом Дрюоном и начала читать трилогию "Конец людей", первой книгой которой и является роман "Сильные мира сего". В этот раз Морис Дрюон приоткрывает нам дверь в жизнь людей, живших во Франции в начале XX века, которые могли похвастаться родственными связями с французской знатью и чье состояние исчислялось миллионами франков. Однако мы видим, что этого для счастья ничтожно мало. Насколько они могущественны, настолько же и несчастны.
Дрюон очень хорошо показал, с тех, кому много дано, с них много и спросится. В центре сюжета две уважаемые семьи - банкиры и промышленники Шудлеры и аристократы де Ла Моннери. Все силы представителей этих семей направлены на удержание власти и преумножение богатства любой ценой, если нужно, то даже ценой жизни собственного ребенка. Еще раз убедилась в том, как хорошо родиться не графиней.
Все свое внимание он сосредоточил только на самом себе, думал только о своей особе, любил только себя, то есть поступал так, как обычно поступают стареющие люди.
"Арминута", Донателла Ди Пьетрантонио, 2017
6/10
Первая строка: "До тринадцати лет я не знала, что у меня есть другая мать. Таща неудобный чемодан и сумку, набитую обувью, я с трудом поднималась по лестнице к ее квартире".
В 13 лет героиня романа вдруг узнает, что ее мама ей вовсе не мама, и по неизвестным причинам ей нужно вернуться в свою родную семью - к родным маме и папе и многочисленным братьям и сестре. Девочка, до 13 лет жившая в роскоши, вдруг оказывается в нищей многодетной семье, где она всем чужая, и пытается там выжить. К тому же она не оставляет попыток понять, почему приемная мать вдруг отказалась от нее.
Никаких особых тайн в книге нет, даже таинственная причина возвращения героини в итоге оказывается совершенно обычной, житейской. Неплохая книга, но не шедевр, конечно.
Я по сто раз тихонько повторяла слово «мама», пока оно не теряло смысл и не превращалось в упражнение для губ. Я осталась сиротой при двух живых матерях. Одна отдала меня, когда у меня во рту ещё ощущался вкус её молока, а другая вернула обратно, когда мне исполнилось тринадцать. Я была дочерью разлуки, ложных или тщательно скрываемых кровных уз, дочерью расстояний. Я перестала понимать, кто я и где мои корни. На самом деле я сейчас этого не знаю.
"Цветы для Элджернона", Дэниел Киз, 1966
10/10
Первая строка: "Док Штраус сказал што я должен писать все што я думаю и помню и все што случаеца со мной с севодня. Я не знаю пачему но он гаварит што это важно штобы они могли увидить што я падхажу им".
Главный герой — Чарли Гордон, 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне, соглашается поучаствовать в эксперименте по улучшению интеллекта, так как очень хочет быть умным. Рассказ выполнен в форме отчётов о происходящем от лица Чарли. При повышении его интеллектуальных способностей в тексте постепенно исчезают многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, усложняется стилистика. Но операция оказывается неудачной, после достижения невероятно высокого уровня интеллекта Чарли снова начинает превращаться в умственно отсталого.
Грустная и честная история о том, что ум не всегда важнее эмоций и уж точно ум - это не то, что определяет человека. Глупый Чарли был человечнее своих умных друзей и человечнее самого себя в "умный" период своей жизни. Очень важная книга для понимания умственно отсталых людей и их роли в обществе.
Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.
"Будденброки", Томас Манн, 1901
9/10
Первая строка: "Консульша Будденброк, расположившаяся рядом со свекровью на длинной белой софе с сиденьем, обтянутым желтой шелковой тканью, и спинкой, увенчанной золоченой головою льва, бросила быстрый взгляд на супруга, сидевшего тут же в креслах, и поспешила на помощь дочке, которая примостилась на коленях у деда, поближе к окну".
Роман в жанре "семейной саги", история взлета и падения трех поколений богатой и могущественной семьи Будденброк. Будденброки - коммерсанты в нескольких поколениях, типичные немцы: скучные, обстоятельные и очень высокого мнения о себе. Рассказ начинается с расцвета семьи - фирма процветает, дом полон детей, а заканчивается ее закатом и вырождением. Томас Манн – сам выходец из состоятельного купеческого рода из Любека, и в основу описания быта и взглядов состоятельных горожан севера Германии того времени легли его наблюдения за своим окружением, так что роман в некотором рода автобиографический. За "Будденброков" Манн получил нобелевскую премию.
Мне роман понравился, обстоятельное описание жизни семьи, взросления детей, роли женщины в обществе - Манн затронул очень много важных вопросов. Особенно удивительно, что роман он написал в 25 лет, таким молодым, но как много он уже понимал в свои годы.
C охотой приступай к дневным делам своим, но берись лишь за такие, что ночью не потревожат твоего покоя.
"Крушение столпов", Морис Дрюон, 1950
10/10
Первая строка: "На старике был длинный светло-желтый кафтан с черными, обшитыми золотом обшлагами и короткие черные велюровые штаны. Его все еще красивые руки, худые, в коричневых пятнах, с темными, коротко остриженными ногтями, лежали на коленях покойно, как на подушке".
Вторая книга трилогии "Конец людей". Главы семей стареют и дряхлеют, на арену истории выходят их дети, но старики не хотят сдавать позиции, что приводит принятию ряда неверных решений, так как старики уже отстали от жизни. Конечно же, это снова приводит к драмам.
«Смерть заставляет меня ожидать в прихожей», – говорил он, когда справлялись о его здоровье.
Первая часть прочитанного тут.