«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» (Лк. 15: 7).
На пятой седмице Великого поста в храмах совершается богослужение, которое называется Мариино Стояние. В этом году Мариино Стояние будет 4 апреля в понедельник, хотя обычно бывает в среду. Это связано с тем, что 7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы, а накануне в среду вечером будет совершаться Всенощное бдение, посвящённое празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. На богослужении, посвященном Стоянию Марии Египетской, читается Великий канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Именно подвигу этой великой святой посвящено богослужение. Преподобная Мария Египетская провела в подвиге покаяния в пустыне сорок семь лет. Её покаяние является для нас примером истинного и всецелого покаяния. А в наше время, когда среди людей увеличилось число беззаконий, это актуально. Участвуя в богослужении, мы хотя бы отчасти приносим покаяние вместе с преподобной Марией Египетской.
Житие святой Марии Египетской является для нас примером, как великий грешник, искренне раскаявшись в грехах, может обрести святость, как милостив Господь к кающимся грешникам. Преподобная Мария Египетская была великой грешницей, но стала великой святой, явив удивительную святость, став невестой Христа. Также и каждый из нас может искренне покаяться, взыскать Господа и обрести вечную жизнь и упокоение. «Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий. Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения;». Отрывок из акафиста «Слава Богу за всё!».
Хотелось бы кратко изложить житие этой великой святой. Мария родилась в IV веке. Когда Марие, исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом, отправилась в Александрию и стала блудницей, подобно блудному сыну в притче, рассказанной Господом Иисусом Христом. (см. Лк. 15: 11-32). Она была очень красива внешне. Мария предавалась разврату, но не ради денег в основном, а ради получения удовольствий. Она пребывала в этом распутстве семнадцать лет. Однажды увидев паломников, которые направлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила отправиться в Иерусалим с ними, чтобы повеселиться в компании молодых людей. Паломники и Мария в день праздника Воздвижения Креста Господня пришли в храм Воскресения Христова. Все заходили в храм, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария тоже захотела зайти, но не смогла этого сделать. Ей не давала зайти в храм толпа и ещё какая-то непонятная сила препятствовала этому. Предприняв несколько безуспешных попыток зайти в храм, Мария отступила, поняв, что дело всё в том, кто она и как живёт, и что из-за своего греховного жития она не может прикоснуться к Кресту Господню. Мария расплакалась, осознав свои грехи перед Господом. Затем, посмотрев наверх, она увидела икону Пресвятой Богородицы и обратилась к Богоматери за заступничеством. В своей молитве Мария обещала больше не осквернять себя блудом. Её молитва была услышана, и она смогла войти в храм и поклониться Кресту Господню. Когда она вышла из храма, то думала, как жить дальше, искренне раскаялась в своих грехах, думала, как покаяться и получить от Бога прощение грехов и услышала голос, который сказал ей: «иди за Иордан, там обретёшь блаженный покой».
Когда Мария пошла в сторону Иордану, кто-то дал ей три монеты, на которых она купила три хлеба. По дороге Мария зашла в храм святого Иоанна Крестителя и причастилась Святых Христовых Тайн. После этого она съела пол хлеба, выпила воды из Иордана и уснула на земле. Рано утром Мария отправилась за Иордан в пустыню, где и пробыла в покаянии сорок семь лет, оплакивая свои грехи, пребывая в молитве и посте. Два с половиной хлеба, которые у неё оставались, высохли постепенно, и она понемногу вкушала их нескольких лет. В течение семнадцати лет святая боролось со страстями, как с дикими зверями. После того, как у неё закончились хлебы, она питалась растениями. У Марии появлялось желание вернуться к прежней жизни. Она вспоминала те времена, когда ела мясо и пила вино в Александрии. У неё появлялось желание петь блудные песни, которые она пела в юности. Тогда она проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, которые дала при удалении за Иордан. Огонь страсти разгорался в ней, понуждая к похоти. Когда на неё находил такой соблазн, она повергалась на землю и обливалась слезами, представляя, что перед ней стоит её Заступница Богородица и осуждает её за эти преступления и грозит тяжёлыми мучениями. Тогда Мария молилась Пресвятой Богородице, и Пречистая Дева подавала ей руку помощи. Мария мучилась от жажды, летом от зноя, зимой от холода. «Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой. От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах. Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле. Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись. Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.» (Псалом 101: 4-10). Так Мария мучилась в течение семнадцати лет телом и душой. Но сила Божия постепенно преобразила её душу и тело.
Обо всём этом преподобная Мария Египетская поведала старцу Зосиме, который пришёл в пустыню, перешел Иордан, чтобы увидеть подвижника, превосходящего его подвигами по наставлению Ангела Божия. После двадцати дней пути Зосима увидел Марию в пустыне и думал, человек ли это перед ним. Когда он стал приближаться, то Мария стала убегать от него, но старец умолял её не убегать. Преподобная Мария обратилась к старцу по имени, попросила благословение и плащ, чтобы прикрыть наготу. Зосима попросил у святой помолиться за весь мир, и она стала молиться. Старец был очень удивлён, когда увидел, что святая молилась, приподнявшись от земли на пол метра. Затем святая поведала старцу Зосиме о своей жизни, о своём покаянии. Старец был удивлён, что святая, не державшая в руках книги, пребывая в одиночестве, цитировала Священное Писание. А ещё она горько оплакивала свой грех. После этого рассказа, преподобная Мария попросила старца через год в Великий Четверг принести с собой Святые Христовые Тайны, чтобы ей причаститься, ведь она не причащалась Святых Даров с тех пор, как перешла Иордан, и стремилась к этому всей душой. Затем святая попросила старца молиться за неё и ушла вглубь пустыни. Через год в день Тайной Вечери, Великий Четверг Страстной седмицы старец Зосима подошёл к Иордану, имея с собой немного еды и Святые Христовы Тайны. Он ждал прихода преподобной и думал, как она переправиться на эту сторону Иордана. Спустя некоторое время появилась преподобная Мария. Затем она перекрестила Иордан и пошла по воде, как по земле. «Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев Сам даст силу и мощь народу Своему. Благословен Бог.» (Псалом 67: 35). Старец был очень удивлён и хотел ей поклониться, но она остановила его. Сойдя на берег, святая взяла благословение у старца и попросила прочитать Символ Веры и молитву Господню, а затем причастить её Святых Христовых Тайн. После Причастия преподобная Мария воскликнула: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое.» Затем преподобная Мария попросила старца вернуться через год.
Через год, вернувшись в пустыню, Зосима увидел тело преподобной Марии мёртвой со сложенными на груди руками и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». https://azbyka.ru/ . Старец удивлялся, кто же мог начертать это, если святая не умела писать, а ещё удивлялся тому, как святая, причастившись Святых Христовых Тайн на берегу Иордана, в один час достигла места своей кончины, куда он прошёл после двадцати дней пути. Зосима взял сук дерева и начал копать, но сухая земля не поддавалась ему. Думая, как же он выкопает могилу для тела преподобной Марии, он увидел льва, который стоял у тела святой и лизал её ноги. Старец сказал зверю, что он стар и не может копать и попросил льва выкопать могилу для погребения тела святой. Лев послушался и стал передними лапами выкапывать яму. После того, как лев выкопал яму, достаточную для погребения, старец похоронил тело преподобной, омочив её ноги слезами и прося её молитв за весь мир. После этого лев удалился вглубь пустыни, а Зосима в свою обитель, прославляя Христа, являющего такие чудеса. Пришедши в монастырь, старец Зосима рассказал братии о преподобной Марии, поведал её историю. «Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.» (Тов. 12: 6-7). И так мы узнали о подвиге преподобной Марии Египетской, о её покаянии. И теперь Церковь почитает память этой великой святой, явившей нам пример истинного покаяния. Всего преподобная Мария Египетская провела в пустыне сорок семь лет.
В пятую седмицу Великого поста мы чтим память святой Марии Египетской, её подвиг, вспоминаем её житие. Её житие для всех грешников является примером покаяния и показывает, как велика милость Божия к кающимся грешникам, и что нужно иметь решимость в борьбе с грехом. Преподобная Мария Египетская одна из самых великих святых. И мы просим молитв этой великой святой, она является ходатаицей нашего спасения и понимает кающихся грешников, потому что сама пережила многие искушения. До конца жизни преподобная была в великом смирении и покаянии и оплакивала свои грехи. И мы конечно славим Господа Нашего Иисуса Христа, Который принимает кающихся грешников, и дарует им спасение, святость и вечную славу. Житие преподобной Марии Египетской для нас пример, что не нужно отчаиваться, но обращаться к Богу с покаянием, каким бы грехом не грешили. Милосердие Божие превышает все грехи. Великий грешник может стать великим святым. Жизнь преподобной Марии Египетской – это настоящая проповедь Евангелия, призыв к покаянию; она стала светом для многих, не проповедовав словом, но примером своей жизни многих утешает, просвещает и наставляет на путь покаяния. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.» (Рим. 5: 20-21).
«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня и будете живы.» (Амос: 5: 4).
При написании статьи использовалась информация с сайтов: https://foma.ru/ , https://azbyka.ru/ .
Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!