Сегодня в нашей традиции Днем ангела прочно стал именоваться день тезоименитства, то есть именины. Именно так называли День ангела в 19 веке. Существовала древняя традиция: на восьмой день после рождения младенца ему нарекали имя в честь того святого, который в этот день праздновался. В требнике есть молитва на наречение имени на восьмой день, ее читает священник над младенцем в этот день, в храме или дома – не суть важно. Но главное, что человек родился именно тогда, когда его имя стало известно Богу и людям. Нет имени – как бы и человека пока нет. До восьмого дня крестили только тех, кто мог умереть, слабых и больных. Но день наречения имени становился тем днем, когда Сам Господь определял, кому доверить нового человека.
Господь доверял человека святому, а люди доверяли Богу в Его выборе, у человека появлялся Небесный покровитель, чаще всего и крестили в этот день, но бывало, что откладывали крестины до сорокового дня. Так появлялся человек в мир. Не один, а с ходатаем, помощником и молитвенником. Собственно говоря, именины, или День ангела, и праздновались всегда как день рождения, то есть главный день в году, малая Пасха. В пост, даже в Великий, на трапезе разрешалась рыба, оно и понятно. В этот день человек причащался Святых Христовых Тайн и принимал цветы и подарки. Откуда это? Наверное, напоминание о потерянном Рае и напутствие к его обретению. А подарки – это знак ценности жизни, как дара Божьего, который этими человеческими дарами как бы воспоминается. Радостный, приятный, нужный и немного неожиданный.
Дар еще и тем хорош, что принимается даром, то есть неким авансом. Таким авансом мы приняли жизнь от нашего Создателя, таким авансом передаем ее дальше, чтобы дар этот умножался из поколения в поколение. Важна еще и ценность этого дара: обидно родиться для жизни, а в итоге получить смерть. Дар Божий при этом не только обесценивается, но и становится наказанием. Глупо промотать и потерять такое сокровище. Да и что ответить потом Подателю дара?
Исходя из всего этого, День ангела кажется мне днем маленького воскресения к жизни, напоминания о Небе и радости о земле. А чествуем мы в этот день того святого, которому этот день посвящен, иначе говоря, который принял нас под свой покров любви. Смиренно, светло и мудро. Он уже прошел земной путь и оправдал свой дар – ему и слава, которая на самом деле есть вера. Только вера убеждает нас в этом.
Мы еще в пути – нам и надежда. Тихая, смиренная и светлая тем неземным светом, от которого светло даже ночью и во мраке бытия. Надежда на такого же, как мы, только теперь уже великого, сильного, святого.
А вместе слава нашего небесного покровителя, помноженная на нашу надежду, являют нам и всему миру ту удивительную любовь, которую дарит нам Господь в этот замечательный день. День прикосновения к Вечности и ее обитателям.