Фото Т-74 на фоне разваленного дома с колоннами мне прислали коллеги из Беларуси. Причем снимок был черно-белым и всем своим видом намекал, что сделан еще во времена СССР. Вот только табличка на решетке смущала. Оказалось, что локация эта не из прошлого, а из настоящего. И на фото не заброшенный мехдвор, а вполне себе функционирующий мини-музей. Просто ракурс был подобран правильно.
Речь идет о музее тракторов, открытом в 2020 году на территории Узденского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея. Несмотря на столь странное место, там действительно выставлены трактора, которые считались ключевыми для советского сельского хозяйства. Иначе как бы они свое время оказались на балансе учебного заведения?
Начало экспозиции положили два гусеничных трактора, которые, между прочим, заехали на положенные им места своим ходом! Первый - Т-74. В свое время он был одним из основных тракторов не только у аграриев, но и у мелиораторов и даже у строителей. Модель выпускалась на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) с 1962 по 1983 год.
Т-74, стоящий в экспозиции, был собран в 1980 году - то есть уже под занавес производства. Его заводской номер 874812. Для своего возраста трактор сохранился чуть ли не идеально. Даже все пояснительные таблички, включая висящие снаружи «Схема смазки трактора» и «Основные правила техники безопасности при работе на тракторе» в наличии. Вот что значит служить наглядным пособием в лицее!
Напарником Т-74 стал ДТ-75. «Дэтэшка» второго поколения получила в свое время прозвище «Почтальон» за здоровенный топливный бак по левому борту. Визуально трактор был похож на почтового работника с большой сумкой для корреспонденции. Модель выпускалась на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) с 1978 по 2009 год.
В музее представлена модификация трактора ДТ-75ВР, выпущенная в 1984 году. Если верить сопроводительной табличке, в моторном отсеке находится 90-сильный двигатель А-41. Капот трактора закрыт, так что проверить это не получится. Сохранность трактора на высочайшем уровне, учитывая его местонахождение и отсутствие какой-то защиты от дождя и снега.
Какая же история СССР без трактора «Беларусь». Поэтому в музее их даже два. Первый – это МТЗ-80 с маленькой кабиной. В отличие от своего полноприводного собрата МТЗ-82, который, к слову, собирают до сих пор, моноприводные «Восьмидесятки» встречались реже. Но и их все еще можно увидеть и в частных подворьях, и у дорожников. Модель выпускалась на Минском тракторном заводе (МТЗ) с 1974 по 1995 год.
Экспонат на площадке – МТЗ-80Л, выпущенный в 1985 году. Судя по буковке «У» на стеклах, трактор активно эксплуатировался как учебный. Сохранность машины достаточно высокая, хотя уступает гусеничным тракторам. Приятно, что и здесь сохранились все таблички-инструкции.
Второй «Беларусь» - МТЗ-50. Для своего времени трактор был диво как хорош – недаром он экспортировался в 70 стран мира, включая Англию, Германию, Францию и США. А в Пакистане и Мексике даже была организована его сборка. Между прочим, именно на базе «Полтинника» был создан гусеничный Т-54В. Модель выпускалась на Минском тракторном заводе (МТЗ) с 1962 по 1985 год.
В музее хранится модификация МТЗ-50Л. К сожалению, год выпуска конкретного экземпляра установить не удалось – идентификационная табличка не обнаружилась. Да и в целом, данный трактор сохранился хуже. Если визуально он еще ничего, то внутри уже царит разруха. Обидно…
А пятым трактором в экспозиции стал Т-16 – завсегдатай ферм, зернотоков и прочих объектов сельского хозяйства. «Шассик» удивлял несведущих своим кузовом, установленным перед кабиной. А в колхозах его любили за простоту, маневренность и функциональность. Модель выпускалась на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ) с 1961 по 1995 год.
К сожалению, год выпуска и данного экспоната не известен. Но учитывая, что это модификация Т-16МГ-У1, то можно с уверенностью заявлять о том, что это самый молодой представитель музея. Тем удивительнее, что он еще и самый потрепанный. Лобовое стекло собрано из нескольких частей, вместо замков кабины – задвижки, а через дыры в полу прекрасно видна земля. Скорее всего, «шассик» до последнего использовался в работе. А может и вовсе привез последнюю кучку гравия, высыпал себе «под ноги», да так и застыл на постаменте...
А вообще, белорусы приятно удивили. Сделать музей вместо распила на металлолом - это ход, заслуживающий уважения.
Следите за обновлениями на канале в группах вконтакте или telegram