Ирбитский мотоциклетный завод внес огромный вклад не только в победу в Великой Отечественной, но и создал огромное количество техники для обычных советских граждан. Поклонников ирбитских мотоциклов УРАЛ в нашей стране довольно много. Мототехника ИМЗ изучена вдоль и поперек.
Есть в истории мотозавода малоизвестные страницы и масса интересных моделей, которые так и не стали массовыми. Сегодня поговорим, как раз об одной такой модели - ИМЗ М-75. Сразу скажем, что истоки мотоцикла тесно связаны с немецкими образцами мототехники БМВ, никто этого и не скрывает. В какой то момент советские инженеры решили пойти похожим путем.
После начала масштабного производства легендарного М-72, началась работа над новой версией, мотоциклом М-75. Предполагалась, что более мощный мотоцикл будет востребован у главного заказчика - Министерства Обороны СССР. Работы стартовали уже в 1943 году. Повысить мощность планировалось за счет перехода от нижнеклапанной, к верхнеклапанной схеме газораспределительного механизма. Именно этим путем и пошли главные конкуренты.
Довольно быстро (опять же с оглядкой на БМВ) появился новый двигатель М-75 с верхнеклапанными головками цилиндров. Это позволило увеличить число оборотов двигателя и применить более высокую степень сжатия. В итоге мощность ирбитского мотоцикла повысили сразу с 22 до 35 л.с. Производство верхнеклапанного М-75 можно было запустить уже в самом конце войны. Но Министерство Обороны СССР решило, что им такой мотоцикл не к чему.
По сути, проект более мощного двигателя М-75 с верхнеклапанной головкой можно было закрывать окончательно. Ресурсов на массовое внедрение выделять не стали. Тогда инженеры ИМЗ решили пойти другим путем. В 1946 году один из конструкторов М-75 Игорь Окунев лично участвует на новом мотоцикле в 300-сот километровой гонке на первенство страны, что привлекает к мотоциклу массу внимания со стороны других мотогонщиков. А учитывая огромную популярность мотоспорта в послевоенные годы расчет оказался верен.
Руководство ИМЗ совместно с именитыми мотогонщиками решили создать на базе нового двигателя М-75 спортивный мотоцикл. Поработав над мотором М-75 специалисты подняли мощность силового агрегата с 35, до 44 лошадиных сил! Многие советские мотогонщики решили, что двигатель просто необходимо использовать в спорте. Это обстоятельство позволило наладить мелкосерийное производство спортбайка с форсированным двигателем М-75 для шоссейно-кольцевых гонок.
Так появилось целое семейство спортивных мотоциклов с различными модификациями верхнеклапанного двигателя М-75. На фотографиях модель ИМЗ М-75М выпущенная в начале 50-ых для шоссейно-кольцевых гонок. Видео обзор мотоцикла смотрим далее.
Спортбайк ИМЗ нашел в Музее техники Вадима Задорожного, на втором этаже основного здания. Оставляйте свои мнения в комментариях и естественно подписывайтесь, чтобы не пропустить уникальный контент.
#мотоцикл #мотоциклы ссср #имз #советские мотоциклы #техника ссср #ссср