Один из самых трагических периодов Великой Отечественной войны - 1941- 1942 годы, когда Красная армия терпела поражение на всех фронтах. Так, боевые действия на Волховском фронте велись плохо вооруженными, необученными войсками, испытывавшими острый недостаток продовольствия и всех видов вооружения и боеприпасов. Объяснялось это не только тем, что снабжение Волховского фронта шло через единственную обходную железнодорожную ветку через Вологду и неподготовленностью экономики СССР к войне, но и некомпетентностью военного руководства и неудовлетворительной подготовкой войск. Как итог – огромные потери в живой силе и технике,
Кудимов Андрей Иванович родился в 1907 году на станции Шилка Читинской области в семье машиниста паровоза Ивана Антоновича Кудимова и Марии Васильевны Ломоносовой. По окончании школы работал учителем в селе Манкечур Быркинского района Читинской области, в 1925 году вступил в комсомол. В 1927 году женился на Рюмкиной Анне Игнатьевне. Семь лет работал сельским учителем, был активистом, членом сельхозкоммуны. В начале 30-х годов за активную работу на селе и в комсомоле командирован райкомом комсомола на учёбу в Восточно-Сибирский Государственный институт в город Иркутск. Но окончил только один курс.
В июле 1931 года Андрей Иванович подал заявление на предоставление академического отпуска вследствие тяжёлого материального положения семьи. В 1933 году семья Кудимовых переехала в село Большая Мурта Красноярского края. В 1940 году Андрей Иванович заочно окончил геофизический факультет Иркутского института по специальности «Физика и математика» и получил диплом с отличием.
Со дня основания первой средней школы в Большой Мурте в 1937 году преподавал физику и математику. С 1938 по 1940 год был заместителем директора по учебно-методической работе. Ученики старшего поколения запомнили его общительным, любившим шутить, вместе с тем строгим, знающим свой предмет. Летом 1941 года был назначен директором Предивинской средней школы. Но началась война.
Уже 8 августа 1941 года Кудимов был мобилизован в Красную Армию. Сначала его направили в Омск для прохождения начальной командирской подготовки, где он обучался около двух месяцев. Там ему присвоили воинское звание: техник – интендант 2-го ранга, что соответствовало званию младшего лейтенанта. Потом направили в Вологду в должности помощника начальника штаба 236-го полка 87-ой кавалерийской дивизии, где формировался 13-й кавалерийский корпус.
А дальше была война в её самом страшном проявлении. Из боевого донесения командующего ВФ ВГК: «Несмотря на то, что сосредоточение не закончено, 2-ая Ударная армия перейдёт 7 января в наступление. Основные трудности: не прибыла армейская артиллерия 2-й Ударной армии, не прибыли её гвардейские дивизионы («катюши»), не сосредоточилась авиация, не прибыл автотранспорт, не накоплены запасы боеприпасов, не выправлено ещё напряженное положение с продфуражом и горючим».
Корпус втянулся в тяжелые затяжные бои. Из воспоминаний участника событий В.П. Дмитриева: «Путь пролегал по лесам и болотам, лишенным дорог. Глубокий снег, под ним – незамерзающие болота. Гаубицы весом 2400 кг тонули сразу на оба колеса. Лошади выбивались из сил. Люди – огневики и управленцы – надели лямки и с помощью подручных материалов тащили на себе через топи орудия».
Потери были огромными. Однако проведение этой операции не позволило противнику перебросить войска на другие участки фронта, и одновременно был создан плацдарм для последующей наступательной операции.
Войска Ленинградского фронта перешли в наступление 19 августа, а Волховского фронта – 27-го. Разгорелось кровопролитное сражение. Две ударные группировки фельдмаршала Манштейна нанесли контрудар с севера и юга. К 21 сентября после тяжелых боёв противник замкнул кольцо окружения и перерезал единственную дорогу, по которой шло снабжение советских войск. В окружение попали 7 советских дивизий, 6 стрелковых и 4 танковые бригады. Манштейн подтянул мощную артиллерию, которая вела непрерывный огонь по котлу, его дополняли постоянные бомбёжки с воздуха. Лесной массив в несколько дней был превращён в поле, изрытоё воронками.
Вот в этом огненном «мешке» в районе Синявинских высот в боях за деревню Синявино, при попытке прорыва блокады Ленинграда войсками Волховского фронта 25 сентября 1942 года погиб Андрей Иванович Кудимов. Похоронен в братской могиле Кировского района Ленинградской области. У него осталась жена и трое детей. Один из них - Геннадий Андреевич Кудимов, был моим школьным учителем истории.
Перед началом операции в составе 2-й ударной армии числилось 85 тысяч, после, с учётом пополнения, осталось 30 988 человек. Так, ценой жизни десятков тысяч воинов от Ленинграда была отведена смертельная угроза нового штурма.