Найти тему
soullaway soullaway

Георгий Данелия с точки зрения литературы.

Очевидно, что все знают кто такой Георгий Данелия. Тут даже вариантов нет, если задать вопрос. Он режиссер и с этим фактом его биографии я спорить не собираюсь. Вот только после того как ко мне в руки попала книга за его авторством я задумался на тему того, что он мог бы быть и хорошим писателем. Книга же называлась «Тостуемый пьёт до дна» и читая её я удивлялся не только языку, но и яркости образов. Знаменитый режиссер мастерски короткими фразами выписывал всё, что тут же можно было представить. Объяснение же этому на мой взгляд простое. Дело в том, что наверняка любой режиссер, формулируя какие-то мысли тут же представляет, как это будет смотреть на экране.

Если перебрать фильмы, снятые Георгием Данелия, то можно обратить внимание на какую-то лёгкую грусть присущую всем его лентам. «Я шагаю по Москве», «Афоня» и конечно же «Мимино». Разве там нет легкого оттенка печали? По-моему, есть. Как есть она и в таком фильме как «Джентльмены удачи». Правда здесь он выступал не как режиссер, а как сценарист. Собственно, сценаристом он бывал неоднократно с самого начала карьеры. К примеру, активно писал для юмористического тележурнала «Фитиль». Когда-то это была весьма популярная штука и старшее поколение наверняка её помнит.

Самое же занятное заключается в том, что начинал свой жизненный путь будущий режиссер с архитектуры. Да, он окончил Московский архитектурный институт, но проработав год по специальности решил, что это не для него. Вообще довольно занимательно как человек взял и полностью поменял род деятельности. И этот поступок наводит на мысль, что с архитектурой он связался по настоянию отца. Он всю жизнь проработал Московском Метрострое, а вот мама была как раз связана с кинематографом и видимо из-за неё Данелия и увлекся кино. Что любопытно и его тётя, и двоюродная сестра так же были связаны с кино. Но перечить отцу генералу сын не стал.

-2

Однако его пример очередное подтверждение того, что детей надо в какой-то момент отпускать. Но если Данелия смог найти свой путь, то мы все знаем и другие примеры, когда человек всю свою жизнь занимается не своим делом. Впрочем, я отвлёкся. Данелия начинал с массовок в фильмах, а параллельно учился. Хотя, наверняка и его подработку тоже можно считать учебой. Знать всю кухню изнутри никогда не бывает лишним. Данелия её судя по всему знал иначе у него получилось бы снять столько народных фильмов.

Почему народных? Да потому что я вот выше написал названия и у меня нет никаких сомнений, что вы все прекрасно знаете, что это за фильмы. И это при том, что некоторые из них сняты ещё полвека назад. То есть фильмы за его авторством оказались весьма живучими и востребованными.

Если сравнить кинематограф и литературу, то можно быстро прийти к выводу, что литература куда более долговечна. Ну много вы назовёте просмотренных вами фильмов из 50-х годов? И тут не важна даже география. Что Советский Союз, что Голливуд или Европа тогда снимали много, но всё это осталось в прошлом для любителей исторической экзотики. Книги же мы читаем написанные и сто лет назад и даже двести. Так вот на мой взгляд Георгий Данелия сумел поймать именно этот литературный нерв в своих картинах.

-3

И именно по этой причине их смотрят и спустя полвека. Естественно о былой востребованности речь не идёт, но сам факт-то примечателен. Немногие режиссеры могут похвастаться таким успехом. Данелия может, в том числе и потому что сам писал сценарии.

Конечно сценарий — это не то же самое, что книга, но человек умеющий писать их наверняка в состоянии и заниматься большой литературой. Просто зачастую у него не хватает времени на это. И выбирая между двумя вариантами выбирает тот который ему ближе. Данелия свой выбор сделал и на мой взгляд не ошибся.

-4

Свои книги же он писал в пожилом возрасте прожив длинную и удивительную жизнь режиссера и сценариста. Писать же он скорее всего начал потому что в кино смог сказать всё что хотел, но прекрасно понимая, что век фильма недолог решил оставить что-то после себя и в литературе. На мой взгляд у него это получилось.

А ещё меня давно занимает один вопрос. Почему мы в школах проходим литературу из прошлых веков, но не обращаем внимание на кинематограф? Ведь это же часть нашей культуры и идентичности. И почему бы не ввести такой предмет? По-моему, это было бы не лишним.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.