В Большом драматическом театре Ленинграда шли репетиции спектакля "Не склонившие голову". У Павла Луспекаева была реплика: "Это хорёк, его схватила сова". Товстоногов поворачивается к своему ассистенту Герману и просит найти где-нибудь взвизг хорька, которого схватила сова. Леша идет в зоопарк - откуда его с проклятьями прогнали. В театре он встречает Евгения Лебедева и ему приходит в голову мысль угостить коньяком гениального актера. Конечно, Лебедев удивляется неожиданной доброте начинающего режиссера.
А Герман настаивает, мол испытывает потребность сводить в ресторан гения театра, перенять у него опыт. Ну ладно, пошли - выпили - закусили. Лебедев и говорит - а теперь скажи, что ты от меня хочешь? Тут Герман и сознаётся:
- мне нужно чтобы вы прокричали как хорёк, которого схватила сова. Но об этом должны знать только вы, я и звукооператор, который это будет записывать. Естественно Лебедев спрашивает: "А как кричит хорёк?". Если бы я сам знал, - отвечает Герман...
Но великий актер на то и великий актер ( тем более после 2-3 рюмок коньяка) , чтобы изобразить пару- тройку вариантов крика ведьмы - потише и погромче.
На следующий день Товстоногов спрашивает: "Ну что, есть что-нибудь? Это не подделка?" Герман:"Обижаете!" Начинают слушать вопли. "Вот, пожалуй, третий. Понимаете почему я работаю с молодыми!" - резюмировал главный режиссер.... Так никто и не узнал, что не хорек кричал, а Евгений Лебедев.
А еще помреж Алексей Герман предложил в спектакле "Поднятая целина" использовать пулемёт "Максим", настоящий, с "Ленфильма". Георгий Товстоногов дал слабину и согласился.
И вот пулемёт на сцене, актер жмет гашетку... Грохот, дым, ужас. Народ в зале падает ниц, кто-то отползает за кресла, кто-то лежит в проходах. А Товстоногов бежит к выходу с криком: "Вы идиот, Лёша! При всех вам говорю. Унесите этот страшный пулемет на "Ленфильм"!
А знаете о чем подумал Герман в тот момент? Нет, с трех раз не угадаете. Честно... Леша Герман подумал - дать по очкам Товстоногову или только пригрозить... Решил промолчать. А идея стрелять из пулемета в зал была хорошей, хотя не новой - Мейерхольд ее когда-то использовал.
Статьи по теме: