Царство Казанское и Казанская губерния
(1552-1917 гг.)
Присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к Московскому государству стало важным шагом на пути создания многонациональной Российской империи.
Это событие оказало ключевое влияние на социально-экономическое и культурное развитие проживающих здесь народов – предков татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и
других.
В Казанском крае, под которым понималась территория Среднего и Нижнего Поволжья, формируется новая система управления - воеводство.
Воеводская власть напрямую подчинялась Приказу Казанского дворца – центральному органу управления
Казанским краем. Приказ Казанского дворца обладал широкими полномочиями – вел
судебные и военные дела, занимался строительством городов-крепостей, раздавал
вотчины и поместья за службу, собирал налоги, следил за выполнением повинностей
тяглым населением и другими. Ни один другой областной приказ по полноте своей
компетенции не мог сравниться с Казанским дворцом. Воеводская система управления
Казанским краем просуществовала до губернской реформы Петра I.
В XVII в. происходят изменения в традиционном размещении народов Среднего
Поволжья. Строительство новых городов и крепостей, возведение засечных и сторожевых
укрепленных линий способствовали «замирению» края и массовому переселению в ХVΙΙ
столетии русского населения в центральные и южные районы Среднего Поволжья, а
также в Закамье.
Во второй половине XVI – XVII вв. все нерусское население Среднего Поволжья
было разделено на две основные группы – служилых татар и ясачных людей,
различавшихся не столько правовыми, сколько своими обязанностями по отношению к
государству. Первые несли службу государю, а вторые платили ясак и выполняли разного
рода государственные повинности. В этот же период увеличивается численность
новокрещен – особой группы нерусского населения из числа служилых татар и ясачных
людей, принявших православие и получавших значительные преференции от государства.
Представители знатных татарских родов органично влились в состав элиты и
военно-служилого сословия России. Татарские корни имеют известные дворянские роды:
Юшковы, Апраксины, Давыдовы, Аракчеевы, Бибиковы, Чириковы, Акчурины,
Карамзины, Юсуповы, Тенишевы, Сулешевы и т. д. – они, как и многие другие, играли
значительную роль в политике, экономике, военном деле, культурно-духовной жизни
Российского государства на протяжении многих столетий.
Исторический процесс социально-экономического развития России, совместное
проживание с русским крестьянством оказали сильнейшее влияние на различные стороны
жизни народов Среднего Поволжья. В связи с закрепощением народов Среднего
Поволжья подсобные виды хозяйства все более уступали место главной отрасли хозяйства
– хлебопашеству. Под влиянием русских крестьян у местных народов широко
распространяется трехпольная система земледелия, вытесняя залежно-переложную и
пестрополье. Постепенно в быт народов входили русские меры веса, площади, длины и
т.д. Среди марийского, чувашского и мордовского населения были распространены охота
и бортничество, однако по мере уменьшения лесов роль этих подсобных промыслов
постепенно уменьшается.
Большое значение для Среднего Поволжья и населяющих его народов имело
строительство во второй половине XVI – XVII в. целого ряда городов, среди которых
крупнейшими были Чебоксары, Царевококшайск, Симбирск, Самара, Свияжск, Цивильск
и др. Возникая как военно-административные единицы, города постепенно превращались
в важнейшие экономические и торгово-ремесленные центры своих округов, связывающие
городское и сельское население. Города быстро обрастали посадским населением,
занимавшимся ремесленным производством и торговлей. Городское русское население
распространяло среди местных народов разного рода изделия своих ремесел и скупая
сельскохозяйственную продукцию. Значительно увеличилось число городских и местных
ярмарок, среди которых особенно выделялась Мензелинская.
Наличие такой крупной водной магистрали, как Волга, способствовало
установлению экономических связей не только между городами Поволжского региона, но
и с остальной Россией. Это способствовало включению хозяйств народов Поволжья во
всероссийский рынок.
Среднее Поволжье не осталось в стороне и от бурных политических событий
«бунташного века». Хотя общие причины развернувшихся в XVII в. народных
выступлений в Казанском крае в целом характерны и для центральных районов страны, но
в данном регионе они тесно переплетались с недовольством нерусского населения
политикой закрепощения и христианизации. В 1670-1671 гг. Среднее Поволжье стало
основным очагом крупнейшего восстания под предводительством Степана Разина.
В 1708 г. в результате административной реформы Петра I была образована
Казанская губерния, которая охватывала все Среднее и Нижнее Поволжье, а также
Приуралье. Центральной фигурой в системе управления Казанской губернии стал
губернатор. Губернатор обладал полнотой административных, полицейских, финансовых
и судебных функций, а также являлся командующим всех войск, расквартированных в
губернии. Первым казанским губернатором стал граф П.М. Апраксин (1708-1713),
получивший назначение в числе других ближайших сподвижников Петра I.
По составу населения Казанская губерния была многонациональной. Основу
хозяйственной жизни составляли земледелие и животноводство.
Во время правления Петра I Казань и Казанская губерния получают новое
промышленные развитие. В Казани и других городах губернии возникают промышленные
мануфактуры. В Казани были основаны Казанская суконная мануфактура (1714 г.),
Казанское адмиралтейство (1718 г.), Казанский кожевенный завод (1719 г.).
Казанское адмиралтейство (1718-1830) – наиболее крупное адмиралтейство в
Волжском бассейне, где строились морские суда для Каспийской флотилии, заготовлялся
и отправлялся корабельный лес на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства,
Астрахани и Архангельска. Заготовка леса для нужд российского флота была возложена
на народы Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний, а также Симбирского
уезда. В результате к концу XVIII века общее количество приписанных к корабельным
работам татар составило свыше 700 тысяч человек.
Развитие в Казанской губернии получила и горнозаводская промышленность. Во
многих местах строились медеплавильные заводы.
Реформы Петра оказали определяющее воздействие на социально-экономическую
жизнь всех народов Казанской губернии. Получают распространение частные
мануфактуры, специализирующиеся на сукноделии, мыловарении, кожевенном
производстве.
Усиление русификации и христианизации в сочетании с налоговым гнётом
переполнили чашу терпения народа. Народы Казанской губернии участвовали в
восстаниях и бунтах (1705 – 1711, 1717, 1735 – 1740 гг.). Апогеем стало участие народов
Поволжья в восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг.
Правление Екатерины II ознаменовалось поворотом в политике имперской власти.
Отличительной чертой правления Екатерины была толерантность в отношении
конфессиий и верований, представленных в Российской империи. Просвещенная
правительница прекратила практику насильственной христианизации. Екатерина Великая
разрешила мусульманам возвести каменные мечети в Казани и в Казанском уезде и стала
инициатором знаменитого Указа 1773 года о веротерпимости. В 1788 г. указом
Екатерины II было создано Оренбургское магометанское духовное собрание, которое
консолидировало деятельность мусульманских общин России.
В 1781 г. Екатерина II преобразовала губернию в Казанское наместничество, а в
1796 г. вновь в Казанскую губернию.
Благодаря реформам Екатерины II народы Казанской губернии вступили в новый
этап своего исторического развития. В XIX в. Казань стала крупным экономическим,
культурным и образовательным центром страны. В 1804 г. здесь был учрежден Казанский
университет, возрождена деятельность Казанской духовной академии, широко
развернулась предпринимательская деятельность, в которой активное участие принимали
люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Событием огромного значения
для всего Волго-Уральского региона явилось открытие Казанского университета в 1804
году. За более чем два века своего существования университет внес существенный вклад в
развитие естественных и гуманитарных наук. Здесь трудились известные всему миру
ученые – создатель «неевклидовой геометрии» математик Н.И. Лобачевский, химики
А.М. Бутлеров и Н.Н. Зинин, историк А.П. Щапов, лингвист И. Бодуэн де Куртене, медик
П. Лесгафт. В Казанском университете были созданы богатейшие библиотеки,
лаборатории, астрономическая обсерватория, музеи. Здесь было открыто единственное в
России отделение, где изучались страны и народы Востока, восточные языки: арабский,
персидский, турецкий, армянский, китайский, монгольский.
В губернском городе во второй половине XIX столетия возникли два
индустриальных гиганта – Стеариново-свечной завод братьев Крестовниковых и
Торгово-промышленное общество «Алафузовских фабрик и заводов». Распространение
капиталистических отношений в татарском обществе привело к появлению
национальной буржуазии, достигшей больших успехов в коммерции и производстве. В
XVIII-XIX вв. сформировались целые отрасли мануфактурной промышленности:
кожевенной, мыловаренной, текстильной, бумажной, продукция которых пользовалась
спросом на внутренних рынках России, а также Китае и Средней Азии.
В период правления Александра III произошли заметные изменения в развитии
народного образования в Казанской губернии. Развитие промышленности, торговли и
сельского хозяйства требовали повышения образовательного уровня городского
населения, увеличился спрос на дипломированных специалистов, грамотных и
обученных рабочих. В 1873 г. в Казани открылось Реальное училище для детей
непривилегированных сословий – мещан и крестьян. Большую роль в развитии
светского образования среди татарского населения Казанской губернии сыграли
Казанская татарская учительская школа и Казанская центральная крещено-татарская
учительская школа.
В 1874 г. в Казани состоялось открытие второго высшего учебного заведения –
Ветеринарного института, который долгое время оставался единственным высшим
ветеринарным учебным заведением для Восточной России.
В XIX в. заметно оживляется культура и литература. В XIX - начале XX в. Казань
и Казанская губерния становятся значительным центром российской культуры. Здесь
происходило становление выдающихся представителей литературы и искусства:
Л. Толстого, М. Горького, Ф. Шаляпина, И. Шишкина и многих других ярких деятелей
отечественной культуры.
В начале ХХ в. настоящий ренессанс переживает татарская культура. Именно в
этот период начинают формироваться основы национального профессионального
искусства и литературы. Творчество Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана и
других поэтов и писателей формирует золотой фонд татарского художественного слова.
В Казани возникает первый татарский театр, в котором расцветает талант Г. Кариева,
К. Тинчурина, С. Гиззатуллиной-Волжской, большой успех имеют выступления первых
татарских музыкантов и композиторов С. Габаши, Ф. Латыпова, З. Яруллина
В XIX - начале XX в. у татар, как и многих других народов, возникло
реформаторское движение – джадидизм, обеспечивавшее достойное существование
народа в новых, постоянно меняющихся условиях капиталистической действительности.
Определяющий вклад в эти реформы внесли выдающиеся татарские просветители и
богословы: Габденасир Курсави, Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин
Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Зия Камали, Муса Бигиев и
другие представители научной и педагогической общественности. В этот период
происходило масштабное формирование сети книгоиздательств, системы средств
массовой информации, культурно-просветительских и благотворительных организаций.
После Манифеста 1905 г. наблюдается оживление общественной жизни татарского
народа. В 1905 г. выходит в свет первая татарская газета «Казан Мөхбире» (Казанские
известия), возникает первая татарская политическая партия «Иттифак аль-Муслимин»
(Союз мусульман). В 1905-1907 гг. проводятся Всероссийские мусульманские съезды,
которые берут курс на создание национально-культурной автономии татар. В
Государственной Думе осуществляет свою деятельность мусульманская фракция.
Время коренного переустройства переживала национальная школа. Религиозное
реформаторство, продолжая традиции великих Г. Курсави и Ш. Марджани, открыло для
мусульманского сообщества новые пути для органичного приобщения татар к
достижениям и ценностям европейской цивилизации.