Взаимные санкции и запугивание между ЕС и Россией происходит достаточно давно, по меркам нынешнего информационного поля: около 6 недель. Информационные поводы начинают выдыхаться и сквозь оседающую пыль проступают контуры нового мира, в котором нам предстоит жить до следующих потрясений. Ограниченность возможных санкций, которая определяется тесными экономическими связями в глобальном мире, вынуждает стороны повторять одни и те же мысли в разных формулировках.
В этом свете не выглядит неожиданным высказывание Сергея Глазьева об одном из вариантов национализации бизнеса ушедших из России компаний. Вариант, на наш взгляд, весьма любопытный.
Итак, главное отличие идеи Глазьева - собственность уходящих компаний должна передаваться не государству (речи об этом, кстати, не идет, хотя термин "национализация" применяется весьма активно), и не новым собственникам-резидентам с обязательством продолжения деятельности в течение определенного периода, а трудовым коллективам.
Он аргументирует это тем, что именно они заинтересованы в продолжении деятельности компании.
А ведь именно для сохранения занятости этот вариант и рассматривается. "Единая Россия" сейчас рассматривает вариант организации на законодательном уровне механизма передачи долей иностранцев, не желающих продолжать работать в России, в совместных предприятиях их партнерам из России. Иной вариант - внешнее управление, он подходит для компаний без российских собственников.
Ни один из вариантов не является 100% безупречным. В частности, неясно, как будет организовываться оперативное управление компанией при уходе менеджмента. В период неопределенности и необходимости принимать быстрые решения компании новый коллективный собственник может просто не успеть сделать это вовремя.
Вместе с тем, идея хороша для среднего бизнеса, тяготеющего к мелкому. За счет самоорганизации коллектива вполне возможно существование предприятия.
Это в первую очередь касается производства. В части торговых предприятий, тех же "Ашанов" и "Икеи", можно отдать площадки отечественным крупным игрокам, либо местному бизнесу, что может помочь поддержать конкуренцию с крупными федеральными сетями.
Однако, самым главным моментом является принятие политического решения. Конечно, все будет зависеть от ситуации на Украине, но закрытие "Икеи" и приостановка "Макдональдса" наносит удар по смежникам, которые являются российскими компаниями. И им уже может быть сложно оплатить простой сотрудников, это уже чревато сокращениями.
Судя по всему, такой шаг наши власти, все же оценивают как крайнюю меру, в случае, если ситуация будет диктовать полный разрыв отношений с Западом. Но для экономики резки шаги и изменение курса может быть губительным, поэтому радикальных решений ждать, скорее всего, не стоит.