Найти тему
В поисках смысла

"Асса"- как символ эпохи

Виктор Цой был далёк от политики. Под переменами он понимал преображение человеческой натуры, а не государственного строя. Но кто тогда понимал это? Открытый источник.
Виктор Цой был далёк от политики. Под переменами он понимал преображение человеческой натуры, а не государственного строя. Но кто тогда понимал это? Открытый источник.

35 лет назад на экраны вышел фильм "Асса". И советский народ узнал, что в СССР есть подпольные миллионеры, неформальная молодёжь и даже свой рок.

До этого фильмы Сергея Соловьёва, несмотря на всю их талантливость, массового успеха в прокате не имели. Видимо, режиссёр решил, что пришло время наверстать упущенное, а потому смешал жанры. "Асса" - это и детектив, и любовная драма, и киноконцерт. А ещё Виктор Цой, требующий в финале перемен.

Впервые в истории советского кино появились такие типажи как "папик" ( Станислав Говорухин) его подружка (Татьяна Друбич). Ну и конечно соперник подпольного миллионера - мальчик Банаан, который говорит о себе:

-"Я живу в заповедном мире своих снов..."

Музыкант из Ленинграда Сергей Бугаев ( Банаан) и предложил фильму название "Асса" - то ли залихватский клич танцующих кавказцев, то ли аббревиатура ( автор - Соловьёв Сергей Александрович), то ли производное от названия крымского вина -Массандра. Открытый источник.
Музыкант из Ленинграда Сергей Бугаев ( Банаан) и предложил фильму название "Асса" - то ли залихватский клич танцующих кавказцев, то ли аббревиатура ( автор - Соловьёв Сергей Александрович), то ли производное от названия крымского вина -Массандра. Открытый источник.

Банаан не соглашается уступить Алику всесильному Крымову, даже за большие деньги, и в итоге погибает. А сам Крымов будет застрелен своей подружкой.

Такая в общем-то немудрёная история имела феерический успех.

"Пипл, мне очень-очень нужен всего 1 билетик на "Ассу"- написано на плакате молодого человека. А ещё сбоку приписано Peace (мир) и Love(любовь). Все они- желающие попасть на премьерный показ. Открытый источник.
"Пипл, мне очень-очень нужен всего 1 билетик на "Ассу"- написано на плакате молодого человека. А ещё сбоку приписано Peace (мир) и Love(любовь). Все они- желающие попасть на премьерный показ. Открытый источник.

Глядя на этот снимок, так и хочется воскликнуть:

"Как молоды мы были! Как искренне любили! Как верили в себя!"

Интересно, пережили ли эти ребята ту самую эпоху перемен, которых так ждали?

Молодёжь в кинотеатре на премьерном показе. Открытый источник.
Молодёжь в кинотеатре на премьерном показе. Открытый источник.

Ловишь себя и на другой мысли, когда вспоминаешь 1987 год. Почему в эпоху, когда рок-музыканты практически работали в подполье, создавалось так много хитов, которые не забыты и спустя десятилетия и вошли в "золотой фонд" русского рока? Почему именно в самый застой это музыкальное направление достигло вершины своего расцвета? - Загадка...

В 2015 году журнал "Русский репортёр"провёл социологическое исследование. Выяснилось, что текст песни Виктора Цоя "Перемен!" занял 8-ое место в хит-параде самых популярных в стране строк, включавших в числе прочих русскую и мировую классику. Похоже, что требование этих самых перемен стало каким-то неудачным заклятием, которое так и не реализовалось по большому счёту на постсоветском пространстве. Потому что "хотели как лучше, а получили как всегда". Одним словом - ИДЕАЛИСТЫ!

По прошествии времени Сергей Соловьёв скажет следующее:

"Жизнь показала, что с песней "Хочу перемен" -очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той 10-тысячной толпе в парке Горького".

Здесь надо пояснить, что Сергей Александрович до съёмок с творчеством Цоя не был хорошо знаком, как, впрочем, и с песнями группы "Аквариум".Более того - не хотел брать Цоя в фильм.Но настоял Сергей Бугаев, объявивший: "Я без корейца сниматься не буду!" Роль мальчика Банаана оказалась под угрозой, ведь перед этим от неё отказался Борис Гребенщиков. ( И правильно сделал!) Волей-неволей режиссёру пришлось пойти на попятную, тем более что он понял,каким мощным заключительным аккордом станет Цой в финале ленты.

При написании сценария Соловьёв генерировал идеи, а его соавтор и тёзка Ливнёв облекал их в литературную форму. Главную героиню решили назвать Аликой в честь тогдашней жены Ливнёва -Алики Смеховой. Открытый источник.
При написании сценария Соловьёв генерировал идеи, а его соавтор и тёзка Ливнёв облекал их в литературную форму. Главную героиню решили назвать Аликой в честь тогдашней жены Ливнёва -Алики Смеховой. Открытый источник.

Но вернёмся к воспоминаниям режиссёра в 2011 году.

"И вот в этой толпе -я готов дать расписку кровью - ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел..."

А вот здесь с Сергеем Александровичем можно поспорить. Если, выражаясь терминологией Ленина, "низы не хотели", то как верхи всё это провернули?

Далее он утверждает:

"Получилось так, что я с первой "Ассой", верите или нет, послужил таким козлом-провокатором..."

Не уверена насчёт козла-провокатора, но то, что "Асса" стала символом перестройки - это факт.

Говоря о фильме, невозможно не упомянуть Станислава Говорухина, сыгравшего роль подпольного цеховика.

Роль Станиславу Сергеевичу не нравилась, но Соловьёв его уговорил сняться. Открытый источник.
Роль Станиславу Сергеевичу не нравилась, но Соловьёв его уговорил сняться. Открытый источник.

К слову, Говорухин ещё и отличный сценарист и режиссёр. Лидер советского проката "Пираты 20-века", а также "Тайны мадам Вонг" - это сценарии, написанные при его участии. А в "Десяти негритятах" он выступил уже как режиссёр.

В 2000 году Станислав Сергеевич выставил свою кандидатуру на президентских выборах. Набрал всего лишь 0,44% голосов. Не исключено, что картину подпортила как раз та роль криминального авторитета. К тому времени народ уже познакомился с этими персонажами не только в кино, но и в реальности, а потому сделал правильный выбор.

Под конец жизни Станислав Сергеевич признал величие Российской империи и смягчил свои антикоммунистические взгляды. Открытый источник.
Под конец жизни Станислав Сергеевич признал величие Российской империи и смягчил свои антикоммунистические взгляды. Открытый источник.

Ещё одна героиня фильма - это Ялта, создавшая в фильме особую романтическую атмосферу. Очень популярна стала канатная дорога, по которой герои плывут над городом под песню Бориса Гребенщикова "Город золотой". Канатная дорога существует и сейчас.

Каждый из тех миллионов зрителей, которые смотрели "Ассу", увидели в ней своё. Но никто не выходил из зала равнодушным. Это точно.