Как это ни удивительно, но самолеты являются одним из самых безопасных видов транспорта в мире, а авиакатастрофы - большая редкость.
По статистике количество погибших на каждый миллиард пройденных километров составляет 0,07 человека по сравнению с 212 для мотоциклов и 7,2 для автомобилей.
Однако в случае редкой катастрофы один важнейший прибор дает нам подсказки о том, что, в действительности, происходило в кабине и в салоне самолета - это “черный ящик”.
Вот несколько интересных фактов о нем.
1. Это не ящик
Термин "черный ящик" предпочитают СМИ, но большинство экспертов называют его бортовой самописец. Существует несколько версий происхождения названия "черный ящик", включая то, что ранние модели были абсолютно темными внутри, до описания журналистами обугленного при пожаре устройства и намека на засекреченность информации.
На самом деле, черный ящик имеет шарообразную или цилиндрическую форму, так как округлая форма устройства считается более устойчивой и лучше противостоит воздействиям извне.
Термин "ящик" относится к тому времени, когда записи делались на магнитные ленты, которые были заменены цифровыми записывающими устройствами. Хотя некоторые старые модели еще существуют, большинство из них подлежат замене.
2. Он не черный, а оранжевый
Так его будет легче обнаружить на месте аварии. Черный ящик имеет оттенок так называемого международного оранжевого цвета, который представляет собой набор из трех цветов, используемых в аэрокосмической промышленности и машиностроении для выделения объектов из окружающей среды.
3. Существует два типа самописцев
Черный ящик состоит из двух частей: регистратора полетных данных и речевого самописца в кабине экипажа. Регистратор полетных данных записывает больше 88 параметров, включая такую информацию, как скорость полета, высоту, координаты, вертикальное ускорение и расход топлива.
Речевой самописец отслеживает разговоры экипажа друг с другом и авиадиспетчерами, объявления экипажа для пассажиров, а также фоновый шум (работа двигателя, звуки переключателей), который может дать важные подсказки следователям. Все личные разговоры также записываются, но могут использоваться только для выяснения причин катастрофы.
4. Сохраняется только 2 часа разговоров в кабине пилотов
В цифровых самописцах достаточно места для хранения 25 часов полетных данных, но только 2-х часов записи разговоров в кабине пилота, а более старая информация автоматически стирается.
Более старые версии на магнитной ленте могли сохранять только 30 минут разговоров и шума за раз, которые также записываются по кругу.
5. Он хранится в хвосте самолета
Бортовой самописец обязателен для любого коммерческого рейса или частного самолета и обычно находится в хвосте самолета, где больше шансов сохраниться при крушении, так как при аварии больше всего повреждается передняя часть самолета.
6. Он оснащен подводным маяком
Подводный ультразвуковой маяк находится на передней панели видеорегистратора. В случае погружения в воду маяк посылает сигнал с частотой 37,5 кГц и может передавать звук на глубину до 4 200 метров. Маяк продолжает подавать сигнал каждую секунду в течение 30 дней.
7. Невероятно прочный
Бортовой самописец должен соответствовать специальному стандарту. Они обычно имеют двойную оболочку из титана или нержавеющей стали и устойчив при самых жестких условиях.
Перед эксплуатацией черный ящик проходит различные испытания. Он выдерживает ударную перегрузку до 3400 G (падение практически с любой высоты), давление 2,25 тонн в течение 5-ти минут, температуру до 1100 градусов Цельсия в течение часа, погружение на глубину до 6 км (в случае падения в воду).
8. Может потребоваться много времени, чтобы его найти
Поисковые группы должны находиться в радиусе действия маяка - около 25 км. Однако маяк может сорваться во время сильного удара при крушении.
Если авария произошла в море, то поиск "черного ящика" не так сильно зависит от глубины воды. Важнее то, как скоро будут найдены обломки и насколько близко он находится от места падения.
Чем больше времени нужно на поиск обломков, тем больше времени у ветров и течений, чтобы его унести.
Кроме того, аварии часто случаются со старыми самолетами, оснащенными не такими современными моделями самописцев, и их сложнее найти.
9. Бортовой самописец - довольно дорогой
Стоимость черного ящика может составить 10 000 - 15 000 долларов.
Бортовые самописцы не рассказывают всю истории, они лишь дают важные подсказки и доказательства экспертам, помогающие понять, что произошло в результате аварии.
В будущем "черные ящики" возможно, будут включать возможности видеосъемки, хотя из-за проблем с конфиденциальностью их внедрение приостановлено.