В эпосе о Гильгамеше Утанапишти рассказывает Гильгамешу историю великого потопа и то, как он пережил его. Ученые часто считают, что эта история лежит в основе библейского повествования о Ное и потопе. Тем не менее, можно привести веские доводы в пользу того, что источником библейской истории о потопе является еще более древняя легенда, эпос об Атрахасисе, на котором основана история о потопе в Гильгамеше.
Библейское сказание о потопе представляет собой смесь двух историй, соединенных вместе (обычно называемых яхвистским и священническим источником), и большинство ученых - библеистов сходится во мнении, что в конечном итоге оно зависит от истории о месопотамском потопе. Израиль, да и Левант в целом, более подвержены засухе, чем наводнениям, поэтому естественно предположить, что история возникла за пределами этой местности.
Хотя во всем мире существует множество историй о потопе, библейские параллели с историей о месопотамском потопе особенно близки. На самом деле связь между двумя историями уже была предложена две тысячи лет назад в первом веке нашей эры. еврейским историком Иосифом Флавием (в «Иудейских древностях» , 1.93 и « Против Апиона », 1.130), который явно считал их рассказами об одном и том же событии.
Берос и история жреческого потопа
Иосиф Флавий знал историю месопотамского потопа из работы вавилонского жреца Бероса (ок. 280 г. до н. э.), который имел доступ к вавилонским клинописным источникам, но пересказал вавилонскую историю на греческом для эллинистического мира. Конечно, Берос жил слишком поздно, чтобы повлиять на саму библейскую историю потопа, но некоторые особенно близкие параллели, часто упускаемые из виду, между Беросом и Жреческой версией истории потопа в Бытие предполагают, что они имели некоторые общие традиции и черты.
Точное время начала потопа. Берос, в отличие от более ранних версий истории о месопотамском потопе, рассматриваемых ниже, дает точную дату начала потопа. Это 15 -й Даисиос, что эквивалентно 15 -му Ияру в еврейском календаре (Даисиос/ийяр — это апрель/май), это всего на два дня отличается от даты, указанной Жреческим источником в Бытие 7:11 (17 -й день второго месяца, 17 -й день ияра).
Армения — У Бероса ковчег причалил в Армении, что и означает «горы Араратские», место остановки Ноева ковчега в Бытие 8:4. Арарат намекает на Урарту, древнее название Армении.
Ковчег продолговатой формы. У Бероса, в отличие от более ранних рассказов о месопотамском потопе, ковчег большую длину, чем ширину, как и ковчег в Книге Бытия (Бытие 6:15), хотя их точные размеры сильно различаются.
Десятое поколение. У Бероса герой потопа Ксисуфрос является десятым в линии долгоживущих допотопных царей, точно так же, как в Бытие 5 Ной является десятым в линии долгоживущих допотопных патриархов. Имена совершенно не совпадают, но все имена у Бероса реально существовавших, хотя и мифических царей, зафиксированных в ранних версиях шумерского списка царей.
Следует также отметить, что имя Ксисуфрос является греческой формой шумерского имени Зиусудра, героя потопа в шумерской версии истории о потопе примерно 1600 г. до н.э Хотя эта версия достаточно древняя, чтобы быть источником библейского текста, маловероятно, что библейская история о потопе зависит именно от шумерской версии.
Эпос о Гильгамеше
В девятнадцатом веке, с открытием таблички 11 из эпоса о Гильгамеше, история о месопотамском потопе была, наконец обнаружена и засвидетельствована на древней клинописной табличке.
В эпосе о Гильгамеше, возможно, самом раннем великом произведении мировой литературы, Гильгамеш, царь Урука (библейский Эрех, современная Варка в Ираке), после различных приключений и смерти своего лучшего друга Энкиду находится в поисках бессмертия. В рассказе о потопе в таблице 11, который не был частью оригинального древневавилонского эпоса о Гильгамеше, герой потопа Утанапишти рассказывает Гильгамешу историю о потопе, который был прелюдией к тому, чтобы он стал бессмертным, единственным человеком, достигшим этого.
История потопа, рассказанная Утанапишти, выглядит следующим образом. Бог Эа предупредил Утанапишти о неизбежном наводнении и поручил ему построить лодку, чтобы сохранить жизнь. Затем главный бог Энлиль наслал на мир потоп, который длился шесть дней и семь ночей, после чего ковчег причалил к горе Нимуш (в современном иракском Курдистане).
Еще через семь дней Утанапишти выпустил голубя, который вернулся, затем ласточку, которая тоже вернулась, и, наконец, ворона, который не вернулся. Потоп явно закончился, Утанапишти принес жертву на горе, и боги собрались вокруг, как мухи, чтобы насладиться запахом жертвы. Наконец, Утанапишти стал бессмертным.
Помимо того же общего плана, следующие параллели с Книгой Бытия особенно поразительны:
Приземление на гору — Ковчег приземляется на гору либо в иракском Курдистане (Гильгамеш), либо в Армении (Бытие), что не так далеко.
Три птицы. Герой потопа посылает последовательно трех птиц, чтобы посмотреть, закончился ли потоп, две из которых возвращаются, а последняя нет (голубь, ласточка и ворон в Гильгамеше и трижды голубь в Бытие 8.8- 12 [Яхвист]; одинокий ворон в Быт. 8:7 — из Жреческого источника).
Запах жертвоприношения. После потопа герой потопа приносит жертву, и боги, или ЯХВЕ, смакуют запах жертвы.
Хотя эпос о Гильгамеше, безусловно, древний, археологи в девятнадцатом веке обнаружили еще более раннюю версию повествования о месопотамском потопе, эпос об Атрахасисе.
Эпос об Атрахасисе
Эпос об Атрахасисе известен в различных редакциях, датируемых вторым и первым тысячелетиями до нашей эры . Ни один из них не сохранился идеально, но лучше всего сохранилась древневавилонская версия, датируемая семнадцатым веком до нашей эры. Она была обнаружена в Ниневии в девятнадцатом веке и с тех пор находится в Британском музее, но все таблички не были собраны вместе и должным образом поняты до 1960-х годов.
История потопа становится кульминацией более крупного произведения. Первоначально сказано, что боги были подобны людям, выполняя работу на земле, но в конце концов люди были созданы для того, чтобы облегчить работу богов. Однако по мере того, как число людей умножалось, увеличивался и их шум, и это нарушало сон главного бога Энлиля. В результате Энлиль принес сначала чуму, затем засуху, затем голод и, наконец, наводнение, чтобы уничтожить людей и их шум.
Другой бог, Энки (тождественен Эа), предупредил Атрахасиса (что означает «чрезвычайно мудрый») о неизбежном приходе потопа через семь дней, чтобы тот построил лодку из дерева, тростника и смолы (ср. Быт. 6:14, если читать qānîm , «камыши», вместо qinnîm , «комнаты»). Начался потоп и продолжался семь дней и ночей. Когда все закончилось, Атрахасис принес жертву, и боги собрались вокруг, как мухи, чтобы насладиться запахом.
После потопа Энки установил новый порядок в человеческом обществе. Этот новый порядок позволил человечеству продолжать свое существование, но на размножение человека были наложены различные ограничения, чтобы предотвратить повторный выход численности из-под контроля.
Текст Библии зависит от эпоса об Атрахасисе, а не от эпоса о Гильгамеше
Аргументы в пользу того, что история потопа в Книге Бытия основана на Атрахасисе, а не на одиннадцатой табличке Гильгамеша.
(1) Голос повествования от третьего лица. Эпос об Атрахасисе представляет собой повествование от третьего лица, как и история потопа в книге Бытие. Напротив, история потопа в эпосе о Гильгамеше, таблица 11, представляет собой повествование от первого лица, рассказанное Гильгамешу героем потопа Утанапишти. Принято считать, что история о потопе Гильгамеша основана на более ранней версии, изложенной в Атрахасисе. (Утанапишти даже дважды называют Атрахасисом, в Гильгамеше 11.49, 197.) Следовательно, утверждать, что библейская история потопа зависела от Гильгамеша, означает предположить, что после того, как эпос о Гильгамеше изменил повествование Атрахасиса от третьего лица на первое лицо, Бытие снова изменило его на третье лицо, зная только о Гильгамеше. Проще предположить, что Бытие зависело от Атрахасиса.
(2) Близость к истории сотворения. Как и в случае с Атрахасисом, история потопа в Книге Бытия разворачивается через несколько поколений после сотворения человечества. Однако в эпосе о Гильгамеше история потопа была вырвана из первоначального контекста и рассказана для того, чтобы показать, как герой потопа, в конце концов, обрел бессмертие. Итак, опять же, было бы более естественным предположить, что Бытие зависело от эпоса об Атрахасисе, а не от Гильгамеша.
(3) Семь дней — в яхвистской версии истории о потопе ЯХВЕ объявляет, что потоп произойдет через семь дней (Быт. 7:4; ср. 7:10).
בראשית ז:ד כִּי לְיָמִים עוֹד שִׁבְעָה אָנֹכִי מַמְטִיר עַל ־הֶץָר...
Быт 7:4 ибо через семь дней Я пошлю дождь на землю...
Точно так же в эпосе об Атрахасисе (3.1.37) бог Энки объявляет Атрахасису, что на седьмую ночь придет потоп:
Он [Энки] возвестил ему [Атрахасису] о наступлении потопа на седьмую ночь.
Однако в эпосе о Гильгамеше, хотя потоп действительно начинается через семь дней (Гильгамеш 11.97 и далее), точное время сообщается божественным образом герою потопа за день до начала дождя (Гильгамеш 11.87-88), в отличие от Атрахасиса. и Ноя. Трудно поверить, что яхвистский источник, зная только Гильгамеша, снова изменит божественное объявление на семь дней вперед. Было бы более естественно предположить, что яхвистский источник был знаком с версией Атрахасиса.
(4) Пары животных. На относительно недавно обнаруженной клинописной табличке, находящейся сейчас в Британском музее и содержащей часть эпоса об Атрахасисе (табличка Ирвинга Финкеля «Ковчег»), дикие животные входят в ковчег парами (строки 51–51. 52).
Но дикие звери степи [(…) Попарно
[они вошли] в лодку…[……]
Это сравнимо с Книгой Бытия, где в Жреческом источнике все животные входят в ковчег по двое (Быт. 6.18), а в яхвистском источнике нечистые животные входят в ковчег по двое за раз, хотя чистые животные входят семерками (Быт. 7:2). Напротив, в эпосе о Гильгамеше ничего не говорится о количестве животных, вошедших в ковчег. Кроме того, после повторного изучения старовавилонской версии эпоса об Атрахасисе в Британском музее, часть слова «два» может быть обнаружена точно в нужном месте повествования (Атрахасис 3.2.38).
(5) Больше никаких потопов. После того как потоп закончился, Бог обещает, что он не вызовет другого подобного наводнения. Так, ЯХВЕ заявляет (Быт. 8:21):
בראשית ח: כא לֹא- אֹסִף לְקַלֵּל עוֹד אֶת-הָאֲדָמָה בַּעֲבוּר הָאָדָם כִּי יֵצֶר לֵב הָאָדָם רַע מִנְּעֻרָיו וְלֹא-אֹסִף עוֹד לְהַכּוֹת אֶת-כָּל-חַי כַּאֲשֶׁר עָשִׂיתִי.
Быт 8:21 Не буду более проклинать землю за человеколюбие, ибо наклонность человеческого сердца – зло от юности его; и я никогда больше не уничтожу все живое существо, как я это сделал.
А в Жреческой версии Бог в Бытие 9 аналогичным образом обещает, что больше никогда не будет другого всемирного потопа (Бытие 9:11; ср. ст. 15):
בראשית ט: יא וַהֲֲִִמֹתִי אֶת-בְּתִיתִי אִתְּכְֶּכֶ וְלֹא-יִכָּרֵת כָּל-בָּשָׂר עוֹד מִמֵּי הַמַּבּיֶל וְלֹא-יִהְיֶה עוֹד מַבּוּל לְשַַת הָאָרֶץ.
Быт 9:11 Я поставлю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на опустошение земли.
Так вот, в конце истории о потопе в эпосе о Гильгамеше нет ничего сравнимого с этим. Однако ближе к концу эпоса об Атрахасисе, в нововавилонском фрагменте, бог Эа заявляет:
«Впредь да не будет потопа,
Но пусть живут люди вечно!»
(6) Плодитесь и размножайтесь. После окончания потопа Бог повелел человечеству плодиться и размножаться (Бытие 9:1, ср. 9:7), повторяя то, что было сказано во время творения. (Бытие 1:28):
בראשית ט: א וַיְבָָָ אֱלֹהִים אֶת-נַֹֹ וְאֶת-בַַָָּּ וְאֶת-בָּנָיו וַיֹּאמֶר לָהֶֶ פְּרוּ וּרְבוּ וּמִלְאוּ אֶת-הָאָרֶץ.
Быт 9:1 Бог благословил Ноя и его сыновей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Это подозрительно похоже на полемику с эпосом об Атрахасисе, где вместо того, чтобы получить божественное повеление размножаться, человечеству суждено, что его будущий рост будет ограничен божественным указом (Атрахасис). 3.7.2–8):
(Пусть будут) среди народов женщины, которые рожают, и женщины, которые не рожают,
Пусть будет среди народов Пашитту - демон,
Чтобы вырвать ребенка из коленей той, кто его родила.
Установите Угбабту -женщин , Энту -женщин и Игис ̣иту- женщин ,
И пусть они будут табуированы и таким образом прекратят роды.
И снова ничего подобного в эпосе о Гильгамеше нет.
Подсчет параллелей
Один очевидный аргумент в пользу истории Утанапишти от Гильгамеша как источника библейских повествований заключается в том, что она дает больше параллелей с библейской историей о потопе, чем Атрахасис. Однако параллели нужно взвешивать, а не просто подсчитывать.
Возьмем, к примеру, троекратный выпуск птиц из ковчега в Бытие 8:8–12. Как отмечалось выше, это имеет поразительное сходство с рассказом о Гильгамеше. Тем не менее, хотя в настоящее время у нас нет такой параллели в Атрахасисе, это, вероятно, потому, что эпос об Атрахасисе прерывается именно в этом месте.
Между тем местом, где эпос об Атрахасисе обрывается во время потопа в табл. 3, столбец 4, и тем местом, где описано жертвоприношение Атрахасиса после потопа, в табл. 3, столбце 5, пропущено около 55 строк, что более чем достаточно для описания сцены с птицами (что занимает всего десять строк в эпосе о Гильгамеше) и многого другого. Поскольку версия потопа у Гильгамеша в значительной степени основана на эпосе об Атрахасисе, вполне вероятно, что птицы были отправлены еще Атрахасисом и что библейское повествование взято оттуда.
Короче говоря, вероятно, причина того, что у нас больше параллелей между Утанапишти и Ноем, чем между Атрахасисом и Ноем, заключается в том, что эпос о Гильгамеше лучше сохранился.
Ной и Атрахасис
Библейские источники Жреческий и яхвистский по-разному переработали месопотамскую традицию, но оба пытались привести ее в соответствие с израильским мировоззрением. Среди прочего, в Библии история была «монотеизирована», поскольку только один Бог одновременно приносит потоп и спасает героя потопа и других в ковчеге. История также была этизирована, поскольку потоп теперь является наказанием за человеческий грех, а не противодействием человеческому перенаселению и шуму, как в Атрахасисе (или простой прихотью бога Энлиля, как в Гильгамеше).
Жреческий источник шестого века, несомненно, перенял предания о потопе в вавилонском изгнании. С основой яхвистского источника сложнее; предположительно о потопе было известно из устных преданий, хотя неясно, когда именно они пришли из Вавилонии. Но история Утанапишти в эпосе о Гильгамеше, вероятно, не является источником историй Яхвистского и Жреческого потопа, которые скорее обязаны эпосу об Атрахасисе, как и табличка 11 о Гильгамеше.