Драгоценные и полудрагоценные камни довольно часто появляются в моих статьях, начиная от ярких красок великолепной серии украшений Tutti Frutti от легендарного Cartier, и заканчивая волнующей магией воздушных шедевров от Наоми Сарна. Мне всегда нравились их яркие краски, необычные цветовые переходы, которые появляются на срезе, веселые или наоборот глубокие, таинственные блики, а как приятно держать такие камни в руках – в них чувствуется что-то волнующее и вместе с тем, что-то, что дарит покой и умиротворение…
Люди веками приписывали камням целебные и магические свойства, делали из них обереги и талисманы. В этой связи одним из самых лучших решений для воплощения красоты, силы и волнующей тайны драгоценных камней являются фигурки животных, которые как-то невзначай мигрировали из области древних религиозных культов в прекрасный мир декоративного искусства.
Впервые маленькие изящные зверушки, чья шерсть отливала мягким светом агата и аквамарина, а легкая грация едва уловимого движения казалась почти волшебной, попались мне на глаза в музее Фаберже, а позже – на выставке в Эрмитаже, целиком и полностью посвященной этому гениальному ювелиру.
Это были небольшие сувениры – веселые драгоценные безделушки, которые дарили милым дамам в качестве сувенира. Вот только качество работы, точность деталей, скрупулёзность и дотошность, с которой были сделаны эти маленькие шедевры, была по-настоящему ювелирной.
Покопавшись в истории этих удивительных миниатюр, я узнала, что Фаберже в них принадлежала лишь идея – творческий замысел, который отечественные мастера не могли воплотить с должным качеством. В итоге именитый ювелир направлял заказы – созданные им прототипы-макеты фигурок животных из гипса - в Германию, где по ним уже делались настоящие маленькие шедевры из драгоценных и полудрагоценных камней.
К моему удивлению, оказалось, что маленькая немецкая фирма, которая работала с заказами Фаберже, существует до сих пор и, хотя в ее истории насчитывается более 200 лет опыта гравировки драгоценных камней, создания из них предметов декора и элементов ювелирных украшений, главным направлением со времен Фаберже стало для нее создание изящных и натуралистических фигурок обитателей из мира фауны.
Компания называется Paul Dreher Edelsteine und Gravuren (Paul Dreher Precious Stones and Engraving), в честь Пола Дреера (внука основателя компании – Вильгельма Дреера), который после того, как фирма лишилась самых выгодных поступлений – заказов от Фаберже, сгинувшего в безумной трагедии русской революции, - не растерялся, а смог использовать наработанный опыт и превратить создание хрупких драгоценных зверушек в новую форму искусства, сделав их основной специализацией фирмы.
Сейчас у руля компании стоят два человека: Гердт Дреер (р. в 1943г.) и его сын – Патрик (р. в 1970г.).
Гердт Дреер является страстным любителем природы и животных, каждую фигурку он создает с истинно немецкой точностью и перфекционизмом. Перед тем как сделать первый слепок он дотошно изучает все мельчайшие движения, пластику, повадки будущего «героя» своего ювелирного шедевра.
Для удобства оба мастера активно используют фильмы о дикой природе и фотографии животных, которыми забиты практически все свободные коробки в мастерской. Однако часто даже этого не хватает для точной детализации и максимально реалистичного воплощения задуманного движения или позы того или иного животного.
Например, как-то Патрик Дреер решил изобразить мышку, которая бы чистила свою шерсть – оказалось, что подобных изображений в копилке фото и видео материалов у мастеров нет. Поэтому Дреерам пришлось использовать живую модель, на чью шерсть предварительно капнули немного сладкого варенья, после чего оставалось лишь сфотографировать ее движения.
Со временем ассортимент фирмы существенно расширился: помимо млекопитающих появились птицы и морские обитатели, больше стало редких и экзотических животных, воплощение которых стало доступно благодаря новым инструментам и технологиям. Правда, Дреер старший не устает говорить о том, что новые техники они используют не для ускорения работы, а только для улучшения качества своих произведений.
Это очень важно, ведь, как не парадоксально, драгоценные зверушки от Дрееров очень популярны и часто делаются на заказ в единичном экземпляре. Стоимость их тоже не маленькая, естественно, что качество и тонкость работы имеют при этом решающую роль.
Еще одна важна составляющая – сами камни. Для максимально точного воплощения грации и динамичности живой природы подходят далеко не все из них. Ведь главное, чего стремятся добиться в своих работах немецкие мастера – ощущение жизни, а вдохнуть ее в холодные минералы очень не просто.
Самым любимым у Дрееров является агат – прочный камень, обладающий к тому же почти невероятными переходами цвета. Он как нельзя лучше позволяет показать объем и динамику маленьких фигур, сделать их яркими, красочными и в тоже время – интересными и необычными.
Ведь как иначе можно воспринимать, например разноцветную мышку, застывшую в стремительном, немного настороженном движении. Она кажется живой и вместе с тем, из-за цвета камня – какой-то необычной, почти сказочной.
Однако, любовь к агату отнюдь не означает, что мастера игнорируют другие камни: в их работах часто используется кварц, берилл, обсидиан, турмалин, аквамарин, рубины и другие камни. Часто решение зависит от желания заказчика, ведь многие из нас до сих пор верят в таинственную силу камней и делят их на «свои» и чужие.
Иногда цвет и фактура, степень прозрачности или преломление света на поверхности таких драгоценных камней дарят всему произведению необычный эффект: при взгляде на него возникает стойкое ощущение, что на само деле эта маленькая сценка, застывшая в камне, - часть живого мира, только не совсем такого как наш – более красочного и яркого, загадочного, какого-то сказочного.
Такое чувство, вызывают, например, полупрозрачные фигурки морских коньков, парящие в невесомости водорослей из топаза – растительный и животный мир здесь как будь то слились в единое целое, нечто волнующее, пронизанное мягким волшебным светом полудрагоценного камня с вкраплениями золота…
Или другой необычный обитатель этого сказочного мира – маленькая аметистовая мышка с изящным золотым хвостиком. В ней так легко и просто сочетаются естественная красота и мягкость камня, его приятный сиреневый цвет, который меняет оттенки подобно тому, как переливается на свету шерсть животного, и простая, безыскусная, живая грация маленького существа. Не удивительно, что она с первого взгляда стала моей любимицей в этом необычном зверинце.
Там же где цвет и природа камня не дают нужного эффекта, мастера прибегают к помощи технологии, меняя поверхность камня, из-за чего кажется, что сама его природа приобретает совершенно иное звучание. Например, как в одном из самых последних произведений Патрика Дреера – умилительно позитивной фигурке бегемота из дымчатого кварца, обладающей исключительно гладкой и блестящей поверхностью.
Чтобы добиться подобного эффекта, художнику пришлось потратить много времени: создание одной фигурки занимает 200-300 часов, а в год их появляется всего 15-20 штук, и каждая – уникальна. Многие мы даже не увидим – это «обитатели» частных коллекций или те, что изначально делались на заказ. Но даже то немногое, что можно сейчас увидеть на официальном сайте компании, и что доступно к покупке – завораживает.
Что интересно, все треволнения последних лет практически никак не отразились на деятельности маленькой фирмы: устойчивый спрос, небольшая мастерская, неисчерпаемый источник вдохновения – все это выстояло и выдержало удар антиковидных ограничений и санкций. Возможно все благодаря таинственной магии камней – может быт они и правда защищают, если их использовать так как надо и давать им ту форму воплощения, которая больше всего отражает естественную красоту и силу жизни…
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи канала о драгоценных камнях: