29 января в Москве открылся новый филиал Третьяковской галереи, музей Павла и Сергея Третьяковых. Заведующая музеем Маргарита Корнилина рассказала о создании проекта, музыкальных пристрастиях братьев Третьяковых и будущей просветительской деятельности музея.
Какова главная идея и концепция музея?
Музей Павла и Сергея Третьяковых - не совсем традиционный дом-музей в привычном для нас понимании. Он не воссоздает ту особую «законсервированную» атмосферу, в которой жили выдающиеся люди, которым посвящен музей. Дело в том, что братья Третьяковы здесь прожили совсем недолго. Павел и Сергей были детьми, когда уехали из этого здания (точная дата неизвестна, на момент отъезда им было 10-12 лет). И о том, как они здесь жили, мы ничего не знаем, не сохранилось никаких свидетельств. После переезда из этого дома, Третьяковы сделали его доходным, сдавали квартиры внаем. На протяжении долгих лет здесь жили разные люди, а здание неоднократно перестраивалось.
Наша цель и задача — достоверный и полный рассказ о деятельности братьев Третьяковых без показа того, как они жили в этом доме.
Как использовали здание в советское время?
До 1970-х годов здесь были коммунальные квартиры. В начале 1970-х дом была расселен, тогда же прозвучала идея о создании музея. В 1978 году здание было передано в пользование Третьяковской галереи, но в силу разных обстоятельств проект не был реализован. Затем случился пожар, и в 2015 году, когда создатели вплотную подошли к организации музея, здание находилось в плачевном состоянии. Оно было полуразрушено и отключено от всех коммуникаций. Пришлось провести полный комплекс реставрационных работ.
Теперь хочется поговорить о самих братьях Третьяковых. В частности, очень интересно узнать об их связи и взаимодействии с музыкой, музыкальной культурой того времени. С кем из музыкальных деятелей они общались и дружили, с кем были знакомы?
Павел и Сергей были выдающимися меценатами, в их круг общения входило московское купечество, люди культуры и искусства. Например, они тесно общались с Антоном и Николаем Рубинштейнами. Сергей Третьяков был с ними особенно дружен. Безусловно, братья Рубинштейны имели на Сергея Михайловича определенное влияние, привлекали его к собственным инициативам. В частности, Сергей Третьяков оказывал посильную помощь в приобретении Московской консерваторией собственного здания. В доме Сергея Третьякова часто устраивались светские вечера, музыкальные салоны, где звучали и произведения Рубинштейнов.
Не менее гостеприимным хозяином был и Павел Третьяков. Его женой была Вера Николаевна Мамонтова. Замечательная пианистка с прекрасным музыкальным образованием, она всячески стремилась привить детям любовь к музыке.
Дочь Третьяковых Вера вышла замуж за Александра Зилоти. В юности Вера Павловна была подающей надежды пианисткой, ей прочили блестящее будущее, но она предпочла посвятить себя семье и мужу, занимаясь организацией его концертной деятельности.
Павел Третьяков был неравнодушен к оперной музыке. Путешествуя за границей, обязательно посещал европейские оперные театры. Коллекционер проявлял особый интерес к современной ему музыке. Он высоко ценил сочинения Александра Серова (отца знаменитого художника Валентина Серова, работы которого вошли в коллекцию Павла Третьякова) и Петра Чайковского. Портреты Серова и Чайковского были заказаны коллекционером для его галереи выдающихся людей своего времени, и сейчас входят в собрание Третьяковской галереи.
Петр Чайковский бывал в доме Третьяковых, был знаком с Павлом и Сергеем лично. Породнившись с ними, он стал свойственником московских купцов – его младший брат, Анатолий, женился на племяннице братьев, Прасковье Коншиной.
Говоря о музыкальных пристрастиях Павла Третьякова, нельзя не упомянуть портрет Мусоргского кисти Репина, вошедший в знаменитую коллекцию. Портрет был исполнен художником в очень ограниченные сроки незадолго до смерти композитора. Коллекционер высказал свое желание приобрети портрет заочно, раньше, чем увидел работу лично, полагаясь на мастерство художника и осознавая, какой важной фигурой являлся Мусоргский для русской музыкальной культурой.
Теперь вернемся в современность. Сейчас Третьяковская галерея у многих ассоциируется не только с выставочными проектами, но и с концертами, фестивалями - например, ансамбля "Musica viva" Александра Рудина. Планируется ли музыкальная жизнь в новом музее?
Мы очень надеемся, что у нас будет звучать музыка. В музее есть специальный зал, мы называем его музыкальной гостиной, это торжественное парадное пространство, где на противоположных стенах представлены полотна из собраний Сергея и Павла Третьяковых, здесь их коллекции встречаются.
В этом зале будут проходить музыкальные встречи, концерты. О репертуаре пока говорить сложно. Безусловно, сюда просится музыка XIX века. Однако думаю, что мы не откажемся и от современных сочинений — ведь Павел и Сергей Третьяковы тоже интересовались современной им музыкой.
Планируется ли в музее проводить выставки или здесь будет представлена только постоянная экспозиция?
К сожалению, у нас нет большого выставочного пространства, поэтому мы демонстрируем только постоянную экспозицию, которая по возможности будет трансформироваться.
Часть наших нынешних экспонатов, в том числе живопись, нам любезно предоставил Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где сегодня хранятся произведения из коллекции Сергея Третьякова. Со временем эти работы будут меняться. Также периодически будет появляться и новая живопись из коллекции Павла Михайловича, хранящаяся в Третьяковской галерее. Крупную реэкспозицию живописи мы планируем представить в декабре 2022 года.
Сколько единиц хранения имеется в «личном» фонде музея?
У музея нет своего фонда и фондохранилища. Те вещи, которые находятся в экспозиции, принадлежат либо ГМИИ имени А.С. Пушкина, либо Третьяковской галерее, и, соответственно, находятся в фондах этих двух музеев. Сейчас в экспозиции около ста единиц хранения.
Какие планы на будущее у Музея Павла и Сергея Третьяковых, в частности, на этот год?
Пока мы просто открыты для публики. Работаем с теми посетителями, которые к нам хотят прийти индивидуально. Музей камерный, его пространство к этому располагает. Количество посетителей, в связи с небольшим размером музея, ограничено. Но надеемся, что весной 2022 года у нас появится возможность для проведения экскурсий. Обязательно будут тематические экскурсии, образовательные программы, в которых мы расскажем не только о самих Третьяковых, но и о культурно-художественном контексте эпохи, в которую они жили. Это история культуры и искусства XIX века, история художественного рынка, на который Третьяковы очень сильно повлияли. И, конечно, музей будет заниматься научной деятельностью – большое количество архивных материалов еще ждет осмысления и, возможно, нового прочтения. В частности, мы надеемся, что со временем будет опубликована обширная переписка Павла Третьякова с различными корреспондентами. Думаю, в этой области мы тоже будем развиваться.
Автор: Филипп Геллер