Найти в Дзене
Фигачу на удалёнке с 2011 года

В России кроме царь-колокола и царь-пушки был ещё царь-танк. Вы знали?

Диаметр колёс царь-танка составлял 9 метров! Это был настоящий железный колосс весом в 45 тонн. Правда, судьба его оказалась не такой счастливой, как у царь-колокола и царь-пушки.

*****

Изобрёл царь-танк талантливый русский инженер Николай Лебеденко. К сожалению, история не сохранила для нас его портрет, но зато есть черно-белые фотографии царь-танка.

С Лебеденко был хорошо знаком знаменитый российский изобретатель авиационных двигателей Борис Стечкин. С его слов мы знаем, что Лебеденко удалось получить аудиенцию у царя Николая II, после которой царь выделил 210 000 рублей на строительство опытного образца царь-танка.

Работа закипела. В создании танка принимали участие рабочие из лаборатории профессора Н. Жуковского, а также студенты-конструкторы А. Микулин и Б. Стечкин. Летом 1915 года царь-танк был готов к испытаниям. Однако они завершились полной неудачей. На твердом грунте царь-танк показал себя превосходно. При движении через лес ломал деревья как спички. Но когда танк попал на мягкий грунт, он увяз, и не смог продолжить движение.

Брошенный в поле царь-танк. Настоящее фото, обработанное в цвете
Брошенный в поле царь-танк. Настоящее фото, обработанное в цвете

С военной точки зрения это был полный провал. Впоследствии Лебеденко установил причину, по которой увяз танк. Это произошло из-за недостаточной мощности двигателя, и неверного расчёта распределения веса на задние колеса.

Но второго шанса Лебеденко не дали. Два года царь-танк простоял под охраной. Ну а потом случилась революция, Лебеденко эмигрировал в Америку, а царь-танк растащили на металлолом.

Реконструкция царь-танка из журнала "Техника-молодёжи"
Реконструкция царь-танка из журнала "Техника-молодёжи"

Так закончилась история самого большого танка в мире. Удалось ли Н. Лебеденко создать что-либо в Америке, и смог ли он вообще туда добраться, не известно.

Но точно известно, что наработки Лебеденко сослужили отличную службу для обучения студентов Стечкина и Микулина:). Борис Стечкин и Александр Микулин в будущем станут главными разработчиками двигателя РД-3 (АМ-3), который устанавливали на Ту-16 и ТУ-104.

Двигатель РД-3 ( он же АМ-3, то есть Александр Микулин-3)
Двигатель РД-3 ( он же АМ-3, то есть Александр Микулин-3)

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра!