"Золотой лев" Венецианского кинофестиваля за "Иваново детство", 10 призов Каннского кинофестиваля за картины "Андрей Рублев", "Солярис", Сталкер", "Ностальгия" и "Жертвоприношение" – это только часть престижных наград, которыми отмечены работы режиссера и сценариста Андрея Тарковского.
4 апреля исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого мастера, о фильмах которого говорят, как об особом явлении в советском и мировом кинематографе. Немаловажная составляющая его творческого успеха – работа с артистами. "В конечном счете, снимая картину, я за все отвечаю сам – и за актерское исполнение тоже. Для того чтобы довести актера до нужного состояния, режиссеру самому необходимо понять, ощутить его в себе", – утверждал режиссер в своем труде "Запечатленное время". В свою очередь, многие исполнители, работавшие с Андреем Арсеньевичем признавались – роль удалась им благодаря духовному родству с режиссером. Вот пятеро из числа тех, кого называют "актерами Тарковского".
Николай Бурляев
2 фильма: "Иваново детство" (1962), "Андрей Рублев" (1966).
14-летнего Николая Бурляева Тарковский заметил на озвучивании короткометражки "Мальчик и голубь" Андрея Кончаловского. О своей работе в военной драме "Иваново детство", первой полнометражной картине Андрея Арсеньевича, актер вспоминал так: "У меня сложное отношение к этой своей роли во многом из-за того, что мне казалось – я сыграл плохо". Однако спустя годы, пересматривая фильм, Бурляев удивился, насколько правдиво выглядит его существование в кадре, и насколько смелым оказался режиссер, доверивший ему такой сложный материал.
Тарковский был сторонником "правды жизни". По этой причине некоторые считали его деспотом. На съемках картины "Иваново детство" юный Бурляев ползал в легкой одежде по болоту в ноябре. После падения с обрыва в "Андрее Рублеве" одежда актера превратилась в лохмотья, а на теле он насчитал 26 синяков. Сам Николай Петрович называет подобные требования обоснованными, а режиссера считает гением. "Андрея судить мы не можем хотя бы потому, что мы живем в одном измерении, а он жил в другом. Это все равно, что землянину общаться с пришельцем с неба", – уверяет актер. К его сожалению, поработать с Тарковским больше не удалось. Бурляеву были обещаны роли в картинах "Идиот" и "Подросток" по произведениям Достоевского, но эти проекты не были осуществлены.
Олег Янковский
2 фильма: "Зеркало" (1974), "Ностальгия" (1983).
По мнению Олега Янковского, Тарковский создавал кино, которое получалось благодаря внутреннему единению актеров и режиссера. Подобное произошло на съемках "Зеркала", где одну из ролей также сыграл и Филипп, пятилетний сын Янковского. Работа над психологической драмой "Ностальгия" особым образом связала артиста с Андреем Арсеньевичем. "В католической стране мы снимали славянское христианское кино. Это было непросто. Мы сблизились еще и потому, что делали самое настоящее исповедальное кино... После "Ностальгии" он приглашал меня сниматься, но меня не выпустили", – рассказывал Олег Иванович и выражал надежду на то, что относился к "актерам Тарковского".
Тамара Огородникова
3 фильма: "Андрей Рублев" (1966), "Зеркало" (1974), "Солярис" (1972).
Тамара Огородникова – непрофессиональная актриса, но ее тоже можно включить в число "актеров Тарковского". Они познакомились на съемках фильма "Андрей Рублев". Огородникова прочитала сценарий будущего фильма, когда работала главным редактором на киностудии "Мосфильм". Узнав, что на столь сложную постановку не могут найти директора, предложила свою кандидатуру. "...После "Рублева" Андрей Арсеньевич мне книжечку подарил и написал...: "Дорогой Тамаре Георгиевне в память о страданиях и в надежде на то, что она сумеет остаться такой, какой была, делая этот фильм. Март 1972". ...А я даже никаких особенных трудностей вспомнить не могу, вспоминается что-то совсем другое", – говорит Тамара Георгиевна.
В этой картине она сыграла свою первую роль – мать Иисуса. Еще в подготовительный период Тарковский предупредил директора картины, что планирует снять ее в сцене Голгофы. Но Огородникова отказывалась до последнего. Тогда режиссер вызывал на съемки другую исполнительницу, велел одеть и загримировать, а потом подозвал Татьяну Григорьевну и произнес: "И вам не стыдно?" "Только одну фразу – и я согласилась", – вспоминает она.
Вторая роль была в "Солярисе". Образ тетки Криса Кельвина – это "женщина, цементирующая семью; та, кто остается на Земле". Примерно так объяснил Тарковский творческую задачу. А о няне-соседке из "Зеркала" Огородникова говорит так: "Андрей Арсеньевич видел во мне какой-то тип – красоты не красоты, ну, внешности народной прежних времен – и который перебрасывается в наше время. Это могло быть дворянство". Тамара Георгиевна с большой теплотой вспоминает работу с режиссером: "Для меня он был творческий человек, выше обычного понимания. Обыкновенный, может быть, но творческий необыкновенно".
Анатолий Солоницын
5 фильмов: "Андрей Рублев" (1966), "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974), "Сталкер" (1979) и "Один шанс из тысячи" (1968) с Тарковским-сценаристом.
Анатолий Солоницын был малоизвестным актером, когда в журнале "Искусство кино" прочитал сценарий "Андрея Рублева" и загорелся идеей сыграть главную роль. У Глеба Панфилова, в короткометражке которого дебютировал, разузнал, что Тарковский не совсем определился с исполнителем, и оправился из Свердловска в Москву на пробы. Однако поначалу режиссера не впечатлила кандидатура провинциального артиста, тем более, что на Андрея Рублева был практически утвержден Станислав Любшин. Фотопробы Солоницыну сделали из вежливости – все-таки приехал издалека. Но, посмотрев фотографии, Тарковский сделал свой выбор. Чтобы отстоять актера перед худсоветом, Андрей Арсеньевич созвал историков-искусствоведов и показал им фото артистов, прошедших пробы. Все посчитали, что лицо Солоницына больше других ассоциируется со средневековым иконописцем.
Так Анатолий Алексеевич стал "актером Тарковского". "Он его очень любил", – вспоминала Тамара Огородникова. Исполнитель не только совпадал с героями фильмов знаменитого режиссера, но и был готов на все ради его замысла. Известно, что для роли Достоевского в "Идиоте" Солоницын собирался сделать пластическую операцию, но фильм не разрешили. "Я, как правило, не знаю заранее, кто из актеров будет у меня сниматься. Может быть, исключением был только Солоницын – он снимался в каждом моем фильме. У меня к этой проблеме было почти суеверное отношение. Сценарий "Ностальгии" писался тоже в расчете на его участие в фильме, и почти символично, что смерть актера как бы разрезала мою не только творческую жизнь на два куска: Россию и все, что было и будет после России", – говорил Тарковский.
Николай Гринько
6 фильмов: "Иваново детство" (1962), "Андрей Рублев" (1966), "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974), "Сталкер" (1979) и "Один шанс из тысячи" (1968) с Тарковским-сценаристом.
"Очень нежный и благородный актер и человек. И я его очень люблю. Несуетливая душа – тонкая и богатая..." – написал Андрей Тарковский о Николае Гринько в своем труде "Запечатленное время" и называл артиста своим талисманом. Первый фильм, объединивший двух творческих людей, – "Иваново детство". По воспоминаниям Гринько, он тогда работал на эстраде, собирался в законный отпуск. И вдруг знакомый просит его сняться в фильме молодого режиссера. "Сценарий мне сильно не понравился. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки. Успокоила только собственная роль – подполковника Грязнова. Я таких людей встречал на войне", – рассказывал Николай Григорьевич. То, что снялся в гениальной картине, осознал только на премьере. Тогда же понял, что у Тарковского впереди большое будущее.
Гринько нравилось, что Андрей Арсеньевич всегда очень просто, но точно давал актеру установку на роль. Он считал, что сыграл у режиссера так много ролей, потому что нес в себе образ отца. И не обиделся, когда не получил приглашение в последние фильмы режиссера. "Ни в "Ностальгии", ни в "Жертвоприношении" для меня не было роли. у Андрея Арсеньевича начиналась новая тема. И мне кажется, что бы он еще ни снимал, ко мне с предложением работать не обратился бы. Так же, как к Банионису, к Рите Тереховой или к блестяще сыгравшему в "Сталкере" Саше Кайдановскому", – уверял Николай Григорьевич. Возможно. Но это теперь остается лишь предполагать...
Друзья, к юбилейной дате телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" включил в программу 5 фильмов прославленного режиссера: "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер". Приглашаем к экранам ценителей таланта Андрея Тарковского и поклонников всех великолепных актеров, с которыми он работал!
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#режиссер #кино #советские актеры #советское кино #андрей тарковский