Найти в Дзене
InFocus

ТРАМП МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ

Оглавление

Так называемые промежуточные выборы в Конгресс США состоятся 8 ноября 2022 года. Исторически на промежуточных выборах наблюдается меньшая явка, чем на президентских выборах, но это не значит, что при этом они менее важны. На самом деле этот раунд выборов будет иметь решающее значение для Демократической партии. Если она потеряет большинство в Конгрессе, откроются новые сценарии для развития политики США и судьбы президента Байдена. Но и, несомненно, для всего мира.

Промежуточные выборы: что повлияет на результаты?

В первый вторник ноября граждане США голосуют за конгрессменов, представляющих их в Палате представителей и Сенате. Эти выборы, как известно, промежуточные, но могут ознаменовать собой поворотную точку для сегодняшней администрации, так как часто рассматриваются как некий референдум по оценке результатов деятельности партии действующего президента. В 2022 году выборы состоятся 8 ноября, и будут весьма масштабными: пройдут выборы кандидатов сразу на все 435 мест в Палате представителей и на 34 из 100 мест в Сенате, кроме того,  39 штатов проведут региональные и местные выборы для избрания губернаторов или внутренних представителей.

Однако интересно то, что это будут первые выборы в США после проведения законодательного перераспределения, которое последовало за переписью населения 2020 года. По этому случаю все 50 штатов изменили количество и состав своих избирательных округов. Кроме того, в некоторых случаях количество мест в палате также изменилось из-за увеличения или уменьшения постоянного населения штатов. Этот процесс перераспределения подвергся резкой критике, поскольку существует опасность того, что законы будут напрямую и негативно влиять на районы с высоким процентом меньшинств, создавая дисбаланс в избирательной системе. По этой причине Министерство юстиции США выпустило руководство, в котором подчеркивается важность голосования и то, как перераспределение  может повлиять на ограничение реализации этого права. В частности, департамент отметил, что любая схема перераспределения или дискриминационная избирательная практика может угрожать основному праву голоса и, следовательно, считается незаконной.

Перераспределение — не единственный вопрос, который может повлиять на результаты этих выборов, несмотря на то, что первые расчеты определили, что влияние будет меньше, чем ожидалось. Есть и другие, чисто политические факторы, которые способны  изменить голосование в пользу Республиканской партии. Недавнее решение президента Байдена пересмотреть ядерное соглашение с Ираном, нынешние события на Украине, что свидетельствует о косвенном участии НАТО в разжигании конфликта, и экономический кризис, вызванный пандемией — все это вопросы, которые Республиканская партия сможет использовать в свою пользу в избирательной кампания, напрямую нападая на действующую администрацию. Если республиканцы получат большинство в Конгрессе, президентство Байдена рискует оказаться перед полностью заблокированной политической повесткой дня.

-2

Нынешний состав Конгресса

Как сообщает Ballotpedia, в состав Сената США в настоящее время входят 48 демократов, 50 республиканцев и два независимых сенатора (которые всегда поддерживают демократов). Благодаря голосованию вице-президента США Камалы Харрис демократы получили большинство. Что касается Палаты представителей, Демократическая партия также занимает здесь большинство мест: 222 представителя по сравнению с 212 представителями Республиканской партии.

Как показано на графике ниже, большинство как в Сенате (график 1), что в Палате представителей (график 2) ни разу не смогло продержаться больше двух президентских сроков. Фактически, надо отметить, что во время президентства Барака Обамы (2009-2016) в обеих палатах состав  большинства менялся в середине срока. Это подтверждает утвержденный ранее тезис о том, что промежуточные выборы часто рассматриваются как референдум о результатах деятельности партии президента, а в случае Обамы республиканская партия смогла получить большинство мест прямо во время промежуточных выборов. Это позволило конгрессменам-республиканцам в течение последних двух лет президентства Обамы остановить законопроекты Демократической партии и влиять на процесс принятия решений и управление администрации президента – как это произошло, например, с блокировкой назначения Меррик Гарланд на пост судьи Верховного Суда США.

График 1. График показывает, кто обладал большинством в Сенате 31 января каждого года с 2000 по 2022 год. На графике представлены только две основные партии, а независимые сенаторы учитываются в кривой партии, которую они поддерживают на собрании
График 1. График показывает, кто обладал большинством в Сенате 31 января каждого года с 2000 по 2022 год. На графике представлены только две основные партии, а независимые сенаторы учитываются в кривой партии, которую они поддерживают на собрании
График 2. График показывает, кто имел большинство в Палате представителей после каждых промежуточных выборов с 1999 по 2021 год. Обозначаются только две основные партии, а независимые конгрессмены учитываются в кривой партии, которую они поддерживают на собрании
График 2. График показывает, кто имел большинство в Палате представителей после каждых промежуточных выборов с 1999 по 2021 год. Обозначаются только две основные партии, а независимые конгрессмены учитываются в кривой партии, которую они поддерживают на собрании

Сценарий, аналогичный развитию событий на промежуточных выборах 2014 года, кажется вполне вероятным и для предстоящих выборов в ноябре. На самом деле, как и Обама 8 лет назад, президент Байден «страдает» от жесткой политической оппозиции со стороны Республиканской партии, которая среди всего прочего выступает против переговоров с Ираном и мер, предпринимаемых для борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Конечно, следует помнить, что сильная оппозиция между партиями в Соединенных Штатах всегда существовала: но сегодня она может вылиться в кардинальное изменение в том, кто в последующие годы будет обладать реальной «политической властью».

-5

Возможная победа Республиканской партии

Первым вероятным действием республиканцев было бы заблокировать расследование в отношении бывшего президента Трампа за его предполагаемую причастность к нападению на Конгресс 6 января и против тех, кто участвовал в беспорядках. Тем не менее, еще более вероятным представляется выбор нивелировать любые меры или законы, вступившие в силу в период правления Байдена. Лидер меньшинства в Сенате Митч Макконнелл заявил, что Республиканская партия уже объединилась в блокировании всех предложенных и продвигаемых законодательных попыток Белого дома, если его партия получит большинство на промежуточных выборах.

Менее правдоподобным, но все же возможным,  было бы также расследование Республиканской партии для вынесения импичмента президенту Байдену или учреждение «простой» комиссии по расследованию против действующей администрации. Таким образом, несмотря на то, что мы не можем в точности предсказать, что на самом деле произойдет, если республиканцы выиграют промежуточные выборы, стоит выделить некоторые сценарии. Они, в случае их реализации, могут привести к тому, что Белый дом будет участвовать в политической жизни США только через распоряжения Администрации, минуя одобрение Конгрессом законов. Политический конфликт окажется весьма заметным, а Байдену будет все сложнее продвигать свою собственную повестку дня и по поводу будущего страны ему придется договариваться, особенно принимая во внимание нынешние проблемы Демократической Партии: так что нельзя с уверенностью утверждать, что либеральное крыло продолжит обеспечивать ему поддержку.

Антонина Марченко - политический обозреватель, соб.корр. в Европе