Найти тему
MILITAN

Как пожар на борту бомбардировщика B-52 чуть не вызвал инцидент сравнимый с Чернобыльским

Оглавление

Во время холодной войны Соединенные Штаты не раз приближались к ядерной катастрофе на своей собственной территории. Самый известный инцидент произошел в Северной Каролине, когда разбился Boeing B-52 Stratofortress с двумя ядерными бомбами на борту. И только благодаря случайности ни одна из них не взорвалась.

История этой статьи, так же произошла с бомбардировщиком В-52 на военно-воздушной базе Гранд-Форкс в Северной, но уже Дакоте. На этот раз виновным в нем оказался технический персонал аэродрома.

16 сентября 1980 года бомбардировщик B-52H Stratofortress, из 319-го бомбардировочного крыла, стоял на аэродроме Гранд-Форкс и готовился ко взлету. Экипаж из шести человек находился внутри и приступил к прогреву двигателей, как вдруг произошло возгорание топливного бака.

Всем членам экипажа удалось покинуть самолет, а на место происшествия были вызваны пожарные. Потребовалось больше трех часов, чтобы потушить огонь, трое пожарных получили незначительные травмы и один госпитализирован из-за вдыхания едкого дыма.

B-52G Stratofortress из 416-го бомбардировочного крыла, вооруженного крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-86B (ALCMs), 1988 год. (Фото: CORBIS / Getty Images)
B-52G Stratofortress из 416-го бомбардировочного крыла, вооруженного крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-86B (ALCMs), 1988 год. (Фото: CORBIS / Getty Images)

Во время пожара на военную базу последовали звонки чиновников из соседних городов, которым было очень интересно, нет ли опасности взрыва или выброса. На что им ответили, что ситуация под контролем и волноваться не о чем.

"Нет никаких шансов, что может произойти термоядерная авария. Сохраняйте спокойствие, мы держим ситуацию под контролем."

Последовавшее расследование показало, что пожар был вызван неправильной сборкой одного из топливных фильтров. Накануне, ремонтная бригада производила плановые работы и меняла топливное оборудование. Из-за неисправности, топливо стало попадать в отделение пятого двигателя и когда двигатели стали прогревать произошло возгорание.

Джулиан Герберт / Getty Images 2. Три льва / Getty Images
Джулиан Герберт / Getty Images 2. Три льва / Getty Images

Через девять лет после этого инцидента, прошли закрытые слушания "Комитета по ассигнованиям Сената". Выступающий на заседании эксперт по оружию доктор Роджер Батцель, рассказал о настоящей степени опасности, которая могла быть вызвана пожаром.

Загоревшийся B-52H действительно имел на борту термоядерное оружие, это были восемь ракет AGM-69A (SRAM) и четыре термоядерные бомбы B28.

Сверхзвуковая аэробаллистическая ударная ракета малой дальности AGM-69A SRAM (Short Range Attack Missile) оснащалась ядерной боеголовкой W-69 с мощностью 17 или 210 килотонн. Термоядерная бомба B28 имела модульную конструкцию и производилась в различных вариантах, которые отличались мощностью от 70 килотонн до 1,45 мегатонн, способами доставки и детонации.

Доктор Роджер Батцель, на своем выступлении сказал, что пожар мог вызвать ядерный инцидент возможно, более страшный, чем произошедший в Чернобыле:

"Огонь мог привести к взрыву плутониевых ядер, от которого могло пострадать примерно 100 квадратных километров территории Северной Дакоты и Миннесоты. Разносимая ветром радиация могла направиться на север США и вызывать катастрофу. Почва была бы загрязнена в течение 24 000 лет."

Военно-воздушную базу Гранд-Форкс спасло направление ветра в тот день. Он дул от фюзеляжа и удерживал пламя от бомбового отсека. Если бы B-52 стоял в другом месте или ветер изменил своё направление и направил огонь в сторону ракет, то не получилось бы избежать катастрофы.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!