Найти тему
Регина Молчанова

Возвращение египетских мумий

Я уже тут где-то говорила и ещё раз повторю: лучшей книгой по искусству Древнего мира я считаю труд, вышедший более 50 лет назад. Его автор - Лев Любимов, книга называется «Искусство Древнего мира» (М.: Просвещение, 1971). Считаю, что лучше до сих пор ещё никто не смог написать, и если вам эта тема интересна, то я горячо рекомендую книгу к прочтению. Отдельно отмечу великолепный, богатый, яркий, образный язык, блестящее владение которым автора книги подчёркивает глубину информации и тонкий анализ, которые она несёт. В детстве-юности эта книга была у меня настольной, и во многом мой интерес к искусству древности сформировался под влиянием именно этого труда.

Поэтому не буду тут вдаваться в подробности искусства и культуры Древнего Египта, в том числе погребального культа древних египтян, они у Любимова изложены великолепно. От себя добавлю следующее. 

Вряд ли найдётся другая древняя цивилизация, которая смогла бы столь изящно переработать естественный страх перед полной остановкой всех функций любого живого организма и детально смоделировать иной мир. А так уже вроде как и не страшно. В том, ином мире человеку, а точнее, его двойнику (Ка - важнейшее понятие древнеегипетского культа), требовалось все то же самое, что и в этом. Если был богат - в гробницу помещали фигурки слуг, предметы обихода и роскоши, одежду, сосуды, стены покрывали росписью с изображением бытовых и хозяйственных сцен, чтобы все было и там как здесь: еда, посуда, одежда, слуги. Ну а бедному - амулеты среди пелен мумии да пару горшков. Так древние египтяне верили, что обретут бессмертие. Вот почему заупокойный культ был столь детально и глубоко проработан. А богатые египтяне, строя себе при жизни гробницы, гордились этим и повелевали делать записи или высекать на стенах: вот, мол, я, такой-то, при жизни себе эту гробницу воздвиг и молодец.

Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представляет более 400 предметов, некоторые из которых составляют часть постоянной экспозиции, ну а другие ранее хранились в запасниках и даже не всем специалистам были доступны.

Фото автора
Фото автора

Среди первых - с детства мною любимая «сладкая парочка»: жрец бога Амона Аменхотеп и его супруга Раннаи, жрица и певица этого же божества. Супруги изображены в движении, возможно, они следуют на церемонию в храм. Обратите внимание на совершенство линий и пропорции фигуры госпожи Раннаи - живи она сейчас, могла бы быть моделью. Наверное, на древнеегипетских кастингах в жрицы-певицы кого попало не брали. Это, на минуточку, XV век до н.э.

Аменхотеп и Раннаи. Фото автора.
Аменхотеп и Раннаи. Фото автора.

А вот и хозяин иного мира, бог Анубис, персонифицируемый в виде человека с головой шакала или полностью в образе шакала. Вот два его изображения. Видите, на погребальной пелене II в. н.э. изображено, как молодой человек следует из этого мира (стоящий слева Осирис уже отвернулся от него и бесстрастно смотрит перед собой) в тот - стоящий справа Анубис повернулся к нему и крепко ухватил.

Погребальная пелена.
Погребальная пелена.
Визуализация Анубиса
Визуализация Анубиса

Пространство выставки оформлено особым образом: оно напоминает о величественных храмах Луксора, Карнака, Абу-Симбела, и в то же время световые решения погружают посетителей в атмосферу египетского погребального культа. Очень интересны 3D модели мумий и их компьютерная томография, реконструкции и визуализация - они доступны в мультимедийной зоне. 

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Ещё вот это мне нравится. Задумался человек тысячи лет назад - а мы теперь думаем, на него глядя, о чем же думал он.

Фото автора
Фото автора

Выставка будет работать до 31 мая 2022 года. Над ней совместно работали ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт».

#история #искусство #культура #музей #выставка #искусство древнего египта #мумии #искусство древнего мира #государственный музей истории искусства

Модель погребальной ладьи
Модель погребальной ладьи