Найти тему
Булочки с маком

Роман Маркуса Зусака «Книжный вор»: борьба за жизнь, рассказанная Смертью

«Книжный вор» — это блестящий роман австралийского писателя Маркуса Зусака. Главная героиня книги — девочка-подросток Лизель Мемингер. Только вот подросткам эта книга может показаться слишком длинной, грустной и нединамичной. «Книжный вор» — это болезненная и сложно структурированная история о нацистской Германии, рассказанная Смертью.

Клуб блогеров
Клуб блогеров

Смерть

С концепцией «Смерть как рассказчик» читатель знакомится в самом начале книги. Но здесь Смерть — это не мрачная сущность в чёрном плаще и с косой. Смерть здесь добрая, нежная, заботливая, которая сочувствует своим жертвам.

Только эта книга не о смерти, точнее, не только о смерти. Сюжет сконцентрирован вокруг девочки по имени Лизель Мемингер. Её младший брат умирает по дороге к новому дому. Туда детей везёт их мать-коммунистка, чтобы оставить у приёмных родителей в мрачном городке рядом с Мюнхеном. Так она пыталась спасти их от концлагеря.

Хуберманы

Новый отец Лизель — невероятно добрый и поддерживающий человек Ганс Хуберман. У него настолько открытое сердце, что он даже умудряется любить свою жену Розу, грубую и чёрствую женщину. Своего мужа и приёмную дочь Роза обычно называет ругательным словом «свинюха». Тем не менее она по-своему переживает и заботится о Лизель. И в конце концов, даже Смерть говорит нам, что «она была хорошей женщиной».

Кстати, фамилию приёмных родителей Маркус Зусак выбрал не просто так. Хуберман схоже по звучанию с другим популярным немецким словом того периода — Übermann, что переводится как «сверхчеловек». И это первый перевертыш, который мы встречаем в романе. Дальше будет больше.

Книги

Samantha Messina
Samantha Messina

Лизель удаётся справиться с потерей брата и родителей. Но её поведение в школе оставляет желать лучшего, к этому добавляются регулярные стычки с мальчишками на улице. Но более важно то, что она становится воровкой. Первую кражу Лизель совершает на похоронах брата, когда у могильщика выпадает из куртки руководство по захоронениям.

По ночам Ганс учит Лизель читать, и книги становятся её страстью. Поэтому она часто присоединяется к уличным бандам, которые залезают в дома, чтобы украсть еду или вещи. Только Лизель ворует книги. Девочка читает не только в спальне, но и в бомбоубежище. Чтение помогает ей общаться с живыми и мёртвыми. Да и в целом существование других историй становится для неё спасением от реальности.

Макс

Другой важный персонаж в книге — это Макс Ванденбург. Ему 24 года, он еврей и боксёр. Макс неожиданно появляется на пороге дома Хуберманов и напоминает Гансу об обещании, который тот дал отцу Макса ещё в период Первой мировой войны, — позаботиться о его семье. Следуя своему долгу, Ганс прячет Макса в подвале.

Между Максом и Лизель появляется искренняя дружба. Увидев увлечение девочки книгами, Макс решает создать для неё собственную, добрую книгу с историей, рассказанной в комиксах. И вот тут появляется следующий перевертыш Зусака. В качестве базы для книги Макс использует Mein Kampf (запрещённая на территории РФ). Он закрашивает страницы белой краской, а затем рассказывает на них историю еврейского мальчика Макса.

Кадр из фильма "Воровка книг" / Booksonline
Кадр из фильма "Воровка книг" / Booksonline

История Макса раздирает душу. Он бросил свою обречённую семью, чтобы жить в укрытии. В борьбе за выживание молодой человек видит трусость, чувствует вину и стыд. Он, как и Лизель, страдает от кошмаров. Но только Лизель должна жить с выбором матери, а Макс — со своим.

Другие перевертыши

В романе «Книжный вор» выживание часто бывает актом слабости, автор показывает эту борьбу во всей её сложности. К примеру, Макс мечтает выйти на боксёрский ринг вместе с фюрером. Он представляет, как первый удар нанесёт Гитлер, а потом он его вырубит. Но толпа не простит этого и накинется на Макса. И он уже не сможет бороться с «кулаками целой нации», потому что победители часто проигрывают.

В нацистской Германии Зусака всё перевёрнуто с ног на голову. Звуки можно попробовать на вкус, видения можно услышать, а у Смерти есть сердце. Тут сильные не выживают, а лучшие шансы на жизнь могут быть в концентрационном лагере. Энтропия этого мира почти завершена.

#книги о войне #нацистская германия #австралийские писатели #современная проза #маркус зусак #книжный вор #исторический роман #зарубежная литература #книжный блог #книги о германии