- Последняя статья по сенсорной интеграции в домашних условиях получила довольно много комментариев. Одним из них был от Евы.
Трудно давать советы, когда ты не видишь ребенка, не располагаешь подробностями его поведения, особенностями развития и не знаком с его окружением. Об этом я написала Еве. Но читательница настаивает на ответе, без опоры на конкретного ребенка.
Вопрос Евы заканчивался вопросом: «Как с этим бороться?».
Бороться как раз не надо. Прежде всего надо понять причину такого поведения и помочь ребенку.
Познание мира – оральная стадия
Надо понимать, что ребенку до 18 месяцев (1,5 года) тянуть все в рот это нормально. Ребенок в этом возрасте активно познает окружающий мир, в том числе через слизистую рта и губ. Для ребенка в возрасте 2-3 лет исследовать новые предметы, пробуя их на зуб тоже допустимо.
Но когда ребенок постоянно грызет ногти, кожу вокруг ногтевого ложа, ручки, карандаши, или тянет в рот все, что попадается под руку в 5 или 10 лет, это говорит о наличии у него психологической или неврологической проблемы.
Само не пройдет. Если ругать, высмеивать, запрещать, то ситуация только усугубится.
Психологические проблемы
Причинами того, что ребенок постоянно что-то тянет в рот могут быть:
- повышенный уровень тревожности;
- неумение выразить свои чувства, эмоции, в том числе и скрытую агрессию;
- психотравмирующее событие в семье (развод родителей, связанные с ним разного рода манипуляции,ссоры, драки)
- завышенные требования к ребенку со стороны родителей, когда ребенку трудно оправдать родительские ожидания,
- гиперконтроль со стороны родителей, высокая загруженность ребенка дополнительными развивающими занятиями;
- регресс на фоне какого-то травмирующего события, например, после появления второго ребенка в семье возвращается оральная фиксация (так ребенок пытается себя успокоить).
В таких случаях нужно понять, что происходит в семье. Необходимо отложить все дела (ребенок должен видеть, что вы в нем заинтересованы), сесть на уровне глаз ребенка, установить зрительный контакт и поговорить с ребенком о его чувствах и переживаниях. Дайте вашему ребенку почувствовать, что вы его любите и готовы всегда прийти на помощь. Ф
Создайте теплую, доброжелательную атмосферу в семье. На основе интересов ребенка организовывайте общесемейные события, мероприятия. Это могут быть совместные настольные и подвижные игры, семейные обеды, поездки, экскурсии.
Категорически стоит избегать фраз:
«Такой большой, а руки во рту» или «Убери руки!». Подобные команды только усугубят ситуацию. Не требуйте обещаний «больше так не делать», потому что обещание попросту невыполнимо.
Важно заменить деструктивное поведение ребенка на яркие положительные эмоции и интересные события.
Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с проблемой, смело обращайтесь к психологу, который работает с детьми и их семьями.
Помните, что обращаться за помощью к психологу не стыдно. Стыдно игнорировать проблему, которая может испортить жизнь вам и вашему ребенку.
Неврологические проблемы
Тянуть руки в рот, грызть и облизывать игрушки, карандаши и другие несъедобные предметы может быть патологическим поведением связанным с нарушением сенсорной обработки орального механизма.
Оральный сенсорный механизм (чувствительность ротовой полости, языка, губ) делится на две категории: гипочувствительность и гиперчувствительность.
При сниженной чувствительности (гипочувствительности) ребенок из-за пониженного тонуса мышц не чувствует, что происходит у него в полости рта. Такое «онемение» может вызывать трудности при кормлении. Ребенок не может в полной мере создавать пищевой комок и проглатывать пищу, поэтому может давиться едой.
Недостаточная чувствительность в полости рта может также привести к тому, что в ротовой полости и вокруг рта могут находится остатки пищи, который ребенок «не замечает», гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
Также это может вызывать серьезные нарушения произносительной стороны речи.
При низкой оральной чувствительности ребенок может неосознанно ее повышать: требовать более острую пищу, тащить и грызть разнообразные съедобные и несъедобные предметы в рот, поскольку гипочувствительность может заставить ребенка стать любителем острых ощущений, т к. мозгу требуется множество сильных раздражителей, чтобы зарегистрировать хотя бы один из них. Возможно, случай с ребенком Евы один из таких.
При пониженной чувствительности следует проводить специальную терапию для повышения чувствительности.
Ребенку, который нуждается в усилении контактов с сенсорной сферой, необходимо, наоборот, ощущать как можно больше раздражителей.
Такими раздражителями могут стать:
- твердая и грубая пища (морковь, сельдерей, сухарики и сушки)
- специальные активизирующие пальцевые массажи щек, губ, языка
- массаж языка детской зубной щеткой (смотрите видео-консультацию)
- регулярное использование детской электрической щетки по ее прямому назначению
- использование специальных вибромассажеров с насадками, которые не пугают детей и могут помочь в получении нового сенсорного опыта в
При гиперчувствительности дети напротив крайне чувствительны к любым воздействиям.
Даже малейшее прикосновение может быть для них неприятным и даже болезненным, что может привести к неприятию еды определенной текстуры, придирчивостью в выборе еды, что в целом приводит к задержке развития навыков кормления, и общей задержке речевого развития. Дети при логопедическом воздействии могут испытывать неприятные и даже болезненные ощущения.
Какой бы ни была природа чувствительности у вашего ребенка, стоит помнить, что все дети разные, и единого рецепта для всех не бывает. Как всегда, советую консультироваться у специалистов.
Ставьте 👍, если статья была полезной. Пишите комментарии под статьей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Телеграмм-канал «Логопед дает совет» поможет знакомиться с полезными публикациями с самого начала создания канала.