На первом курсе практические занятия по математике у нас вёл Пётр Сергеевич Моденов, автор толстенного учебника по аналитической геометрии. Геометрия там была собрана «от Ромула до наших дней».
Пётр Сергеевич был человек артистичный, любил «встать в позу и сказать фразу». Уж кто-кто, а мы с Сергеем Першиным, сидя на первой парте перед его столом и раскрыв рты, ловили каждое его слово. Он был из дворян и очень склонен к математическому пафосу и эстетике.
А на перерывах к нему в гости приходил сам Демидович!
И вот, Пётр Сергеевич внушал нам, что «ужасное мещанство» вычислять направление вектора в векторном произведении по «правилу буравчика»! Да и пользоваться пальцами рук для этой цели он считал предосудительным.
Ибо легко отклониться от истинного пути и свернуть кукиш.
А лекции по механике на первом курсе нам читал академик Кикоин Исаак Константинович((Ку́шелевич).
И хотя по существу он рассказывал мало из того, чего не было в первом томе известного всем тогдашним абитуриентам учебника Ландсберга, слушать его мне было интересно.
И вот Кикоин рассказывает про гироскопы. И встаёт в полный рост вопрос: как вычислять направления сил и скоростей при вращение гироскопа?
Тут Кикоин и говорит: «А направление силы мы будем вычислять «по правилу штопора»».
Я удивился. Ведь если «правило буравчика» - это мещанство, то, что такое «правило штопора»?
Полное хулиганство, да и только!
А Кикоин усугубляет: « А определение штопора я буду давать по Пушкину. Штопор – это витая сталь, коя пронзает просмолённую главу бутыли».
Кто понял подоплёку, те засмеялись.
Так ненавязчиво Исаак Константинович поставил точку в надуманном терминологическом споре.