Всем здравствуйте!
Предлагаем Вашему вниманию следующий фотопост, в котором описывается поселок Компрессорного завода. Мы заходим в поселок со стороны другого поселка на Сибирском тракте - Нового поселка. путь проходит по улице Латвийской. Это её самый конец, но, очевидно, что улица будет постепенно прирастать новыми домами - их постепенно возводят на месте торфяника Ржавец.
А вот и новостройки - цветастые дома, как в Академическом.
Далее следует перекрёсток улиц Белоярской и Латвийской, от него идет асфальтированная дорожка к остановке с названием "Бухара - Урал".
Вашему взору предстанут ещё кое-какие постройки посреди болота - это скважины Водоканала.
На одном из заборов легко заметить вот такой триколор, посвященный Черногории и Сербии. Кто знает, что он означает? Кто его сделал?
А вот и остановка "Бухара - Урал", исполненная в среднеазиатском стиле.
Теперь вернемся в поселок и пройдем к станции Исток. В поселке активно строится новый храм. При том, что он почти построен, у общины ещё есть задачи по оформлению и оштукатуриванию культового сооружения.
К культовому сооружению примыкает и небольшой парк со стадионом и небольшой тропиночной сетью.
Прошёл парк - и рядом же образовательное учреждение - школа 53. Кто здесь учился?
Улица Латвийская сменяет далее свой жилищный "ландшафт" - перед нами застройка 1960-1970-х годов, состоящая из пятиэтажек, на первых этажах которых располагались магазины.
А вот и старые фотографии.
Рядом есть дома немножко постарше - двухэтажная застройка 1950-х годов.
По мере приближения к общественному центру появляются и более изящные формы зданий общественных учреждений. В частности, посмотрите на балкончик с колоннами детской поликлиники.
Но не все здания выглядят так хорошо. Некоторые, например, бывший клуб юных техников, почти заброшены и, судя по фасадам и крыше, не эксплуатируются давно. Похоже, что сначала это было здание школы.
Более наглядно передает дух современной эпохи отнюдь не клуб, а композиция памятников рядом с ним, посвященных жителям, которые ушли на фронт Великой Отечественной и не вернулись.
Отличает этот монумент от остальных большая "медаль", исполненная на памятнике. Проектировал монумент Леонид Семёнович. Спонсорами памятника указаны УКЗ, НПП "Старт" и ОАО "Уралтрансгаз".
По другую сторону безымянной площади располагается СК "Олимп" с большой водонапорной башней за ним. Ранее здание именовалось ДК "Машиностроитель", ДК был построен в 1972, что и видно по типовой архитектуре тех лет. Башня с ХВС, по словам жителей, установлена в 1960-е годы
От башни рукой подать до платформы о.п. Компрессорный.
Ближе к началу Латвийской все же ещё попадаются и сборно-щитовые дома. Скоро снесут и их ради новых квадратных метров.
Среди них стоит и особенный дом по адресу Латвийская, 10 - первый шлакоблочный дом на поселке.
До постройки этой проходной, всего лишь более 70 лет тому назад она выглядела более скромно.
Ближе к станции Исток в 1930-е годы действовал авторемонтно-механический и чугуно-литейный завод имени М. Калинина. Вот так он выглядел в то время.
Рядом располагается знаменитое НПП "Старт", ранее это было СКБ-203, основанное в 1954 году.
Был здесь и Дормаш. выпускавший грейдеры да тракторы и прочую сельхозтехнику. На основе Дормаша, дополненного военным заводом № 760 и был основан Уральский компрессорный завод.
Перейдем теперь к станции Исток.
До постройки различных заводов, баз и предприятий здесь были поля с перелесками, где заготавливали сено и ходили коровы. Пасторальные пейзажи станции Исток запечатлел известный уральский художник Иван Кириллович Слюсарев в 1917 году.
Название станции повторяет наименование протекающей рядом речки. При этом до 1920-х годов речка называлась Медвечихой. Станция Исток невелика, но ещё хранит дух старины.
В 1930-е гг. на болотных угодьях около станции действовало огородное хозяйство и ряд ферм (кролиководство, птицеводство). В 1936 году близ станции произошла катастрофа. В марте 1936 г. на перегоне потерпел крушение пассажирский поезд, около 20 человек погибло и около 35 было ранено, почти полностью разбито 4 вагона [2, 3].
Или ещё одно техническое помещение, которое используется для совсем других нужд.
Вот и здание станции с залом ожидания. Построено предположительно в 1950-е годы, как и вокзал на станции Шарташ (снесен).
Некоторые дома ещё сохранили старые названия - вот, например, станция Исток, дом 3.
Посреди небольших домов с огородами возвышается двухэтажное здание, видимо, предназначенное для ИТР и начальников станции.
На этом наша ретроспектива заканчивается. Фотопосты будут продолжаться.
#уральские поселки
#транссиб
#железная дорога
#заводы и фабрики
#застройка и жилые массивы
По материалам:
1) История нашего микрорайона // Наш компрессорный. 12.04.2016.
2) Анфиногенов А. А. Экскурсии по Свердловской области и окрестностям города Свердловска. Свердловск, 1946.
3) Демаков И. Жан Берланд. Открытка из Свердловска. https://гааосо.рф/?p=22854