Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

По Компрессорному до станции Исток

Всем здравствуйте!

Предлагаем Вашему вниманию следующий фотопост, в котором описывается поселок Компрессорного завода. Мы заходим в поселок со стороны другого поселка на Сибирском тракте - Нового поселка. путь проходит по улице Латвийской. Это её самый конец, но, очевидно, что улица будет постепенно прирастать новыми домами - их постепенно возводят на месте торфяника Ржавец.

Улица Латвийская, дома, построенные в 1980-е гг. Серия СВ-140.
Улица Латвийская, дома, построенные в 1980-е гг. Серия СВ-140.

А вот и новостройки - цветастые дома, как в Академическом.

Новостройки Компрессорного
Новостройки Компрессорного

Далее следует перекрёсток улиц Белоярской и Латвийской, от него идет асфальтированная дорожка к остановке с названием "Бухара - Урал".

Вид на перекрёсток
Вид на перекрёсток

Вашему взору предстанут ещё кое-какие постройки посреди болота - это скважины Водоканала.

Скважина
Скважина

На одном из заборов легко заметить вот такой триколор, посвященный Черногории и Сербии. Кто знает, что он означает? Кто его сделал?

Триколор
Триколор

А вот и остановка "Бухара - Урал", исполненная в среднеазиатском стиле.

"Бухара - Урал"
"Бухара - Урал"

Теперь вернемся в поселок и пройдем к станции Исток. В поселке активно строится новый храм. При том, что он почти построен, у общины ещё есть задачи по оформлению и оштукатуриванию культового сооружения.

Храм в Компрессорном
Храм в Компрессорном

К культовому сооружению примыкает и небольшой парк со стадионом и небольшой тропиночной сетью.

Парк на поселке
Парк на поселке

Прошёл парк - и рядом же образовательное учреждение - школа 53. Кто здесь учился?

Школа 53
Школа 53
Основные спонсоры школы
Основные спонсоры школы

Улица Латвийская сменяет далее свой жилищный "ландшафт" - перед нами застройка 1960-1970-х годов, состоящая из пятиэтажек, на первых этажах которых располагались магазины.

Дома Компрессорного
Дома Компрессорного
Формы ЖЭК-арта
Формы ЖЭК-арта

А вот и старые фотографии.

Улица Латвийская в 1970-х гг.
Улица Латвийская в 1970-х гг.
Книжный магазин на Латвийской, 1970-е гг.
Книжный магазин на Латвийской, 1970-е гг.

Рядом есть дома немножко постарше - двухэтажная застройка 1950-х годов.

Угол Латвийской и Карельской
Угол Латвийской и Карельской

По мере приближения к общественному центру появляются и более изящные формы зданий общественных учреждений. В частности, посмотрите на балкончик с колоннами детской поликлиники.

Детская поликлиника в Компрессорном
Детская поликлиника в Компрессорном

Но не все здания выглядят так хорошо. Некоторые, например, бывший клуб юных техников, почти заброшены и, судя по фасадам и крыше, не эксплуатируются давно. Похоже, что сначала это было здание школы.

Клуб юных техников УКЗ в поселке
Клуб юных техников УКЗ в поселке
Табличка на здании
Табличка на здании

Более наглядно передает дух современной эпохи отнюдь не клуб, а композиция памятников рядом с ним, посвященных жителям, которые ушли на фронт Великой Отечественной и не вернулись.

Женственная скульптура матери
Женственная скульптура матери
Памятник
Памятник

Отличает этот монумент от остальных большая "медаль", исполненная на памятнике. Проектировал монумент Леонид Семёнович. Спонсорами памятника указаны УКЗ, НПП "Старт" и ОАО "Уралтрансгаз".

Импровизированная медаль
Импровизированная медаль

По другую сторону безымянной площади располагается СК "Олимп" с большой водонапорной башней за ним. Ранее здание именовалось ДК "Машиностроитель", ДК был построен в 1972, что и видно по типовой архитектуре тех лет. Башня с ХВС, по словам жителей, установлена в 1960-е годы

СК "Олимп"
СК "Олимп"
А вот и башенка
А вот и башенка

От башни рукой подать до платформы о.п. Компрессорный.

Вид в сторону УКЗ
Вид в сторону УКЗ
Садись в электричку)
Садись в электричку)

Ближе к началу Латвийской все же ещё попадаются и сборно-щитовые дома. Скоро снесут и их ради новых квадратных метров.

Улица латвийская, Компрессорный
Улица латвийская, Компрессорный

Среди них стоит и особенный дом по адресу Латвийская, 10 - первый шлакоблочный дом на поселке.

Вот этот дом
Вот этот дом
У проходной завода
У проходной завода

До постройки этой проходной, всего лишь более 70 лет тому назад она выглядела более скромно.

Проходная УКЗ после 1946 г.
Проходная УКЗ после 1946 г.
Вид на цеха УКЗ
Вид на цеха УКЗ

Ближе к станции Исток в 1930-е годы действовал авторемонтно-механический и чугуно-литейный завод имени М. Калинина. Вот так он выглядел в то время.

Фото с городского портала
Фото с городского портала

Рядом располагается знаменитое НПП "Старт", ранее это было СКБ-203, основанное в 1954 году.

Вид на дома поселка и НПП "Старт"
Вид на дома поселка и НПП "Старт"
Цеха крупным планом
Цеха крупным планом

Был здесь и Дормаш. выпускавший грейдеры да тракторы и прочую сельхозтехнику. На основе Дормаша, дополненного военным заводом № 760 и был основан Уральский компрессорный завод.

Молодежь на тракторе С-60. Фото с городского портала
Молодежь на тракторе С-60. Фото с городского портала

Перейдем теперь к станции Исток.

До постройки различных заводов, баз и предприятий здесь были поля с перелесками, где заготавливали сено и ходили коровы. Пасторальные пейзажи станции Исток запечатлел известный уральский художник Иван Кириллович Слюсарев в 1917 году.

Станция Исток в 1917 году
Станция Исток в 1917 году

Название станции повторяет наименование протекающей рядом речки. При этом до 1920-х годов речка называлась Медвечихой. Станция Исток невелика, но ещё хранит дух старины.

В 1930-е гг. на болотных угодьях около станции действовало огородное хозяйство и ряд ферм (кролиководство, птицеводство). В 1936 году близ станции произошла катастрофа. В марте 1936 г. на перегоне потерпел крушение пассажирский поезд, около 20 человек погибло и около 35 было ранено, почти полностью разбито 4 вагона [2, 3].

Небольшое старое здание водонапорной башни (верхняя часть из дерева была разобрана) на территории станции.
Небольшое старое здание водонапорной башни (верхняя часть из дерева была разобрана) на территории станции.

Или ещё одно техническое помещение, которое используется для совсем других нужд.

Эх. какая архитектура
Эх. какая архитектура

Вот и здание станции с залом ожидания. Построено предположительно в 1950-е годы, как и вокзал на станции Шарташ (снесен).

Станционное здание
Станционное здание
Посидим-подождем?
Посидим-подождем?

Некоторые дома ещё сохранили старые названия - вот, например, станция Исток, дом 3.

Старый адрес. который дошёл до наших дней
Старый адрес. который дошёл до наших дней
Мостовой мастер Рушенцев Н. А.
Мостовой мастер Рушенцев Н. А.
Новое станционное здание, построенное в 1980-е - теперь офис РЖД
Новое станционное здание, построенное в 1980-е - теперь офис РЖД
Станционный поселок
Станционный поселок

Посреди небольших домов с огородами возвышается двухэтажное здание, видимо, предназначенное для ИТР и начальников станции.

Зимний снимок
Зимний снимок

На этом наша ретроспектива заканчивается. Фотопосты будут продолжаться.

#уральские поселки

#транссиб

#железная дорога

#заводы и фабрики

#застройка и жилые массивы

По материалам:

1) История нашего микрорайона // Наш компрессорный. 12.04.2016.

2) Анфиногенов А. А. Экскурсии по Свердловской области и окрестностям города Свердловска. Свердловск, 1946.

3) Демаков И. Жан Берланд. Открытка из Свердловска. https://гааосо.рф/?p=22854