Найти тему

ПООБЕЩАЛ – СДЕЛАЙ. АНДРЕЙ АЛЬЦМАН.

#ЛИЦА_ПРИОЗЕРЬЯ #интервью_пв

Андрей Александрович Альцман в своей жизни придерживается правила, которое ему привили в армии: офицером и командиром ты можешь быть в одном случае: «Если пообещал – то сделай».

История семьи Альцман в Приозерске начинается с 1945 года, когда его отец Александр приехал вместе с бабушкой в Приозерск по партийной путевке для освоения территорий. Через 11 лет в сентябре 1954 года у Александра Альцмана родился второй ребенок – сын Андрей, который в будущем станет Строителем с большой буквы.

По словам Андрея Александровича, в детстве, как и многие другие, он помогал родителям, нянчился с младшим братом и был очень скромным ребенком.

– В школе любил физкультуру. Меня особо не контролировали. До четвертого класса учился в школе № 4, сейчас там располагается Центр детского творчества, потом перевели в пятую школу. Учился в меру своих способностей. – Родители научили самостоятельности. Наставничества как такового не было, я принимал все важные решения самостоятельно. В 1972 году он окончил школу и решил поступить в военное училище. Пришел и сказал, что едет поступать. – Нас тогда трое друзей из класса собрались поступать в Пушкинское Высшее военное инженерное строительное училище, – вспоминает он. – Бабушка мне часто говорила – иди поступать в военное училище на военную службу. Как в воду глядела. На тот момент училище готовило кадры в интересах военного строительства, а также инженерного обеспечения всех видов Вооружённых Сил СССР. Среди всех специальностей Андрей выбрал ПГС – промышленно-гражданское строительство. – На «подкидыше» в четыре утра уехал до Сосново, а далее на электричку.

Поступил, и мама меня увидала через три месяца, – продолжает рассказ Андрей Александрович. – Если честно, в военном училище, конечно, я ощутил всю строгость требований к учебе и старался учиться прилежно. Ведь за хорошую учебу был шанс попасть домой на выходные. После окончания училища началась служба в армии в г. Мирный на космодроме Плесецк.

Согласно исторической справке, в 1970–1980 годах здесь производилось до 40 % мировых космических запусков. И именно здесь наш герой начал свой путь в военном строительстве. Через четыре года, в 1979 году, он был переведен на Байконур, на реализацию программы «Энергия» – «Буран».

-2

Справка:

«Энергия» – «Буран» – космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Одна из двух реализованных в мире систем МТКС, программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Это сейчас мы смотрим фильмы про героическое прошлое, где за час рассказывается история эпохи освоения космоса.

Андрей Александрович посвятил этой эпохе в общей сложности 22 года. – Служба была не из легких, – вспоминает он. – Приехали – кругом степь. Строили и казармы, и космодром. Офицер – военный строитель – это не только стройка, но и руководство солдатами, и военная дисциплина, и хозяйственная деятельность. Задействованы тысячи людей, тысячи офицеров и десятки тысяч солдат. Масштаб был сравним с БАМом. Это тоже была общесоюзная стройка, только она не афишировалась, так как это был военный объект. Сначала построили одну площадку (ракета состояла из нескольких частей многоразового использования, и чтобы каждую испытать, нужен был отдельный стартовый комплекс. – Прим. ред.). Затем переехали на главный старт, где шла реконструкция стартового комплекса под современную «Энергию».

За работу над этими площадками А.Альцман был награжден медалью «За доблестный труд и участие в программе по освоению космоса» 1982 года. – Эта награда для меня очень дорога. Все запуски ракет видел на месте. Сил было потрачено много, и чувствую себя частичкой этого масштабного процесса, – продолжает вспоминать Андрей Александрович.

При масштабности такой работы Андрей Александрович с нежностью говорит про свой личный «тыл». Ведь дома его не было сутками. В шесть утра уезжал, а возвращался поздно вечером, когда дети давно уже спали. В Плесецке неделями не бывал дома, ведь вместе с солдатами жили и строили лесу. А на Байконуре и вовсе работал за сотни километров от дома.

Как сам признается наш собеседник, детей практически вырастила жена. – С женой я познакомился в детском саду, мы ходили в одну группу, – рассказывает Андрей Александрович. – Ее мама была воспитателем. Потом вместе учились в одном классе. Мы хорошо друг друга знали. А когда уже учился в училище, то как-то встретились и поняли, что мы должны быть вместе.

12 июля 2020 года Андрей Альцман с супругой отметили 45-ю годовщину свадьбы. – В любой ситуации у меня всегда был крепкий тыл, – добавляет он. – Жена меня всегда поддерживала. Особенно когда Советский Союз начал разваливаться, строительные программы начали завершать и армию сокращать. На тот момент я был в должности замначальника центральной организации, к которой прикреплены строительные отряды. Мне предложили: либо уехать на гражданку в Россию, либо остаться в армии Казахстана. Принял решение остаться в России и вернуться на малую родину в город Приозерск.

1992 год. Приехали – работы нет, все везде сокращают. За плечами 22 года стажа и большой опыт. Андрею Александровичу было тяжело, так как раньше руководил большими проектами, а тут… Но семью требовалось кормить, и он пошел работать на ДОЗ помощником пилорамщика, до 1994 года пилил лес. Четыре года скитались на съемном жилье, потом в соответствии с законодательством он получил квартиру за выслугу лет, и жизнь стала налаживаться. Когда началась реконструкция завода (ныне «Лесплитинвест»), у Андрея Альцмана появилась работа по строительной специальности: его приняли на должность инженера технического надзора.

В 2005 году, к моменту окончания строительства к моменту окончания строительства завода по выпуску плит МДФ, он уже был начальником капитального строительства. В 2005 году Андрей Александрович получил звание почетного строителя России по ходатайству районной администрации. – Вручали здесь, в Приозерске, в районной администрации. Конечно, приятно, но к наградам я не стремлюсь, – говорит собеседник.

-3

В 2006 году вместе с людьми, с которыми строили завод, Андрей Александрович создал компанию УКС – «Управление капитального строительства». – Изначально нас было три человека, – вспоминает А. Альцман. – Главное – честно работать и отрабатывать полученные средства. Так и работаем по сей день, но уже в большем составе.

Организация «Управление капитального строительства», которую возглавляет А.А. Альцман, занимается контролем качества строительных, монтажных работ на объектах финансируемых из федерального и региональных бюджетов, включая строительство различных комплексов очистных сооружений Приозерского района, строительство и капитальный ремонт спортивных площадок, стадионов, капитальный ремонт с заменой оборудования в котельных города Приозерска и Приозерского района, устройство и ремонт наружных инженерных систем электро-, тепло- и водоснабжения, строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для массивов малоэтажной жилой застройки на территории Приозерского района, реконструкция предприятия DANON под Саратовом, URSA в г. Серпухове.

– Сейчас в нашем ведомстве капремонт стадиона «Красной звезды», ДК «Карнавал», реконструкция КЦСОН, реконструкция ДДИ, – перечисляет Андрей Александрович. – Очень много инженерных сетей, много объектов в рамках проекта «Комфортная среда», очень много работ контролировали при капремонтах в больнице и так далее. Главная задача – обеспечить качественный контроль, и чтобы каждый вложенный в стройку рубль был использован по назначению. Ведь главное, когда строишь – честно смотреть друг другу в глаза. Есть требования, и они выполняются. Это мы и заложили в основу нашего предприятия. Не воруй и другим не давай. Вообще работа строительного контроля – это всегда учеба, ведь нужно постоянно быть в курсе всех норм и требований. Контролировать – это не значит ходить и «поплевывать».

Контролировать – это быть одним из участников строительства, – добавляет собеседник. Кроме масштабных строек, у Андрея Александровича есть свой личный строительный объект – маленькая дача, которую он построил своими руками, и это его любимое место для отдыха. – Приозерск для меня – это Родина, – признается он. – Куда бы ни уезжал в отпуска, в санатории, всегда очень скучаю, ведь понимаешь, как особенно любишь свою малую родину, в момент разлуки с родными местами. Поэтому у меня есть мечта – катер с мотором. Мой отец был рыбаком, и я люблю быть в единении с природой.

– Если бы вам дали неограниченный бюджет, который можно потрать на город, на что бы вы направили средства? – интересуемся мы.

Я бы Приозерск еще более благоустроил, – отвечает Андрей Александрович. – Конечно, многое уже сделано. Когда я приехал в 92-м, были темные улицы, заросшие территории, какая-то неухоженность... Два года постоянно менялись руководители. А потом, когда к руководству пришел Сергей Яхнюк, город стал расцветать и год от года становиться краше. Сегодня его не узнать! Очень много сделано в плане благоустройства и строительства социально-значимых объектов, развития туризма и не только в самом городе, но и в Приозерском районе. Надеюсь, он и дальше будет цвести. Ну а второе – я бы построил предприятие с учетом того, какими природными ресурсами обладает Приозерск. Необходимы современные рентабельные градообразующие предприятия, чтобы молодежь не уезжала, а наоборот приезжала в наш родной город после учебы. Хочется, чтобы город и район молодели!

9 августа в России будут отмечать День строителя – день, посвящённый людям, которые трудятся изо дня в день для улучшения жизни окружающих. Таким, профессионалам, как А.А. Альцман – благодаря кому строительство становится синонимом благополучия.

Мы от души поздравляем настоящих мастеров своего дела с профессиональным праздником! Желаем строить прочно, крепко и надежно, а жить – весело и благополучно. Пусть хватает вдохновения для интересных проектов и идей, пусть хватает сил для их реализации и воплощения, путь хватает времени и на хорошую работу, и на личные интересы, пусть хватает средств на все желания и мечты, ведь у строителя их должно быть много.

Таисия Буренина, фото автора

Выпуск от 6 августа 2020 года