Группа людей, объединенная общей идеей, собирается вместе чтобы приятно и с пользой провести время. Они с радостью приветствуют новых членов группы и готовы поделиться с ними своими знаниями. А еще они планируют убить массу людей.
Последнее обстоятельство сразу включает в голове сирену, а полезное для общества собрание моментально воспринимается как ячейка заговорщиков. И самое плохое в этой ситуации – невозможность определить намерение какого-либо коллектива, если они сами не захотят им поделиться с человеком извне.
В тексте упоминаются организации, признанные террористическими. Воздержитесь от любого взаимодействия с ними и их идеологиями. Ни к чему хорошему это не приведет.
4. Секты, культы и…
Людям необходимо ощущение ценности жизни, важности своего существования, целостная картина мира и понимание своего места в нем. И есть простой способ получить все это сразу – прислушаться к авторитетному, мудрому человеку, который уверенно говорит, а все вокруг его поддерживают. От вас потребуется совсем немного – признать авторитет лидера, принимать участие в собраниях и попытаться стать лучшей версией себя. И, скорее всего, вам это понравится, поддержка товарищей, новые друзья, гордость от собственного развития. Вы захотите поделиться этим опытом и пригласите новых людей, а быть может, оставите все себе, наслаждаясь чувством избранности. Казалось бы, все чудесно. В большинстве случаев это действительно хороший способ жить в мире с собой и обществом.
Но в подобной структуре есть изъян – личность лидера, вокруг которого сплотилась община. Особенно в случаях, когда он незаменим. Такие люди получают все, чего может желать человек – безопасность, достаток и статус, что, на самом деле, не совсем естественно для среднего обывателя. И со временем в таком лидере растет уверенность, что все это – его естественное право, а любая, даже вымышленная, угроза может быть воспринята непредсказуемо болезненным образом.
Изменения психики лидера так же имеют и физиологическую природу. Было показано на стайных млекопитающих, что как только в группе выделяется лидер, у него тут же возрастает уровень тестостерона. А это гормон, в том числе, отвечающий за уровень агрессии. Иными словами, во главе стаи всегда самый свирепый и сильный волк не только потому что он был самым свирепым и сильным из претендентов, но и потому что занимаемая роль делает его еще сильнее и свирепее.
Однажды перед таким лидером появляется угроза, с которой он не способен совладать. Например, возраст. Но он же велик и непогрешим, на нем держится все сущее, все вокруг ему твердят об этом. Значит, это не старость тихонько подкрадывается, а к концу приходит этот мир! А так как ни один процесс не идет против воли лидера, значит и конец света – часть его плана и желаний. Все общество быстро пропитывается подобными идеями и начинает готовиться, а возможно и приближать, конец человечества.
Так из-за одного личного кризиса целая разветвленная организация, уважаемая в обществе, может обернуться сектой безумных фанатиков-террористов. Именно это произошло в 1995м году в Токио, когда члены «Аум синрикё» применили химическое оружие в метро. И это, прямо скажем, эталонный заговор: подготовка боевиков, создание и транспортировка сложного вооружения, координация и планирование. Когда же на организацию обратили пристальный взгляд следователи, вскрылись так же факты похищения и убийства людей.
Или же кризис в замкнутом обществе может не вырваться вовне, а направить всю агрессию внутрь. И это намного проще технически, ведь вся подготовка и изменение курса никак не отображается на внешний мир. Для любого стороннего наблюдателя общество мирных, хоть и странных, людей просто ведет свою странную мирную жизнь. И совершенно неожиданным оказывается, например, массовое самоубийство, как в Джонстауне в 1978 году. Масштаб этого происшествия был столь велик и настолько не поддавался пониманию, что подозревали участие спецслужб и военных вплоть до боевых действий. Но уничтожение такого количества людей, будь оно делом рук любых солдат или агентов, оставило бы множество улик, это технически невозможно провернуть бесследно.
Неспособность общества распознать момент, в который благообразная организация опасной для окружающих или для себя самой, вызывает страх перед любым закрытым обществом. Желание закрыться ото всех и вести дела самостоятельно, подальше ото всех, автоматически начинает восприниматься как затаенная агрессия. Если же к этому недопониманию добавить оружие, то конфликта сложно избежать. Представьте, если в нескольких километрах от вас живет более сотни человек, у них куча оружия, и они заявляют о своих мирных намерениях. Можно ли быть уверенным, что завтра они не обернутся против всего мира?
Примерно в такой ситуации в 1993м году полиция пришла к дому секты «Ветви Давидовой» где-то в Техасе. Люди, поселившиеся вдалеке от цивилизации, чтобы не контактировать с ней, закономерно не захотели общаться. А уж тем более впускать полицию к себе в дом без особой причины. И отдавать оружие сектанты так же не желали, ведь что тогда помешает полиции навязать взаимодействие и войти в дом? Настойчивые отказы лишь распаляли подозрения полиции, ведь должна быть причина для сопротивления, а наличие подобной причины – прямое указание для продолжения полицейского давления. Настойчивые попытки полиции проникнуть в дом встретили пулями и несогласием. После чего 50 дней одни люди заявляли о мирных намерениях и святости дома, а другие держали осаду и пытались найти повод войти внутрь. Такая неспособность полиции закрыть вопрос очень плохо выглядела, так что все же были стянуты ударные силы, и дом взяли (не без проблем) штурмом. Защитники сопротивлялись до последнего, потеряв до сотни человек. В результате опасность и вредоносность секты так и не была доказана. Взаимный страх привел к трагедии.
Много таких мирных сект появляется то тут, то там по всему миру. Обычно они распадаются, как только лидер перестает справляться или неудачно испытывает рамки дозволенного. Многие покрывают экономические преступления или нарушения физической неприкосновенности. Члены организаций просто не видят ничего плохого в том, чтобы подарить своему мессии последнюю квартиру или стать его восьмой женой. Лишь когда убежденность улетучивается, доходит до судебных разбирательств.
Подобная деятельность временами больше походит на некий аморальный бизнес чем на религию. Развитие юридических институтов способно защитить участников сект, а доступность психологической помощи способно значительно сократить как количество новых членов, а также минимизировать ущерб для всех желающих прекратить свое участие.
Старые организованные религии научились самостоятельно справляться с проблемой всемогущего, но неустойчивого лидера. Над каждым главой прихода высится административный аппарат из множества санов священнослужителей, не получающих непосредственной власти над «мирскими» людьми. Они призваны заменять лидеров на местах, как только те проявят первые признаки неспособности занимать свой пост, а там же синхронизировать множество локальных подразделений, создавая из церкви масштабную систему управления, параллельную государству. Так и было, пока церковь не лишили права прикасаться к оружию, а потом и вовсе не отстранили от власти. Хоть и сейчас она нет-нет, да пытается иногда влиять на государственную политику и то тут, то там расширять свои права, в общем порядке вещей вклад духовенства не так значителен. А значит почвы для масштабных заговоров не остается.
Но нет. В сути религиозных организаций обязательно есть сверхценность – святость и непогрешимость. И она уязвима как раз к огласке самой возможности ошибки лидера. Таким образом, церковь естественным образом заинтересована в замене «испорченных» сотрудников, но в то же время жизненно важно сохранять причины этих действий втайне. А значит, скрывать преступления священников, защищать их от преследования. Из чего вырастает безнаказанность, вседозволенность, и все быстрее искушения берут верх над священнослужителями.
По этой причине проблема с незаконными сексуальными пристрастиями католических священников стала практически эпидемией, выкорчевать которую до конца не удается до сих пор. Даже беспрецедентные действия Папы, признавшего не идеальность духовенства, пока не возымели эффекта. Подобным образом развивается проблема с насилием и принуждением к труду в православных монастырях. Очень опасно оставлять один на один незащищенные слои населения и организацию, прямо заинтересованную скрывать свои ошибки. Заметание подобных проблем под ковер может привести к дальнейшему падению авторитета церкви, церковным расколам, а то и исчезновением отдельных ветвей крупных религий.
Особый юридический статус и специальная защита от негативных высказываний играет против религиозных институтов на длительной дистанции. А неприятие новых методов управления делает из хранителя традиций архаичный механизм угнетения.
Но это все не секрет, так что даже масштаб и зловещая природа происходящего не делает из религиозных неурядиц ту самую «теорию заговора».
Часть 1. С экспериментами над людьми.
Часть 2. С летающими тарелками.
Часть 3. С сектантами. <-- Вы находитесь здесь.
Часть 4. С цифровым подпольем.
Часть 5. С доставкой пиццы в капитолий.
#теории заговора #психология #секта #церковь #история