Найти тему
Вторая попытка

"Черный квадрат" в контексте времени. Часть 2.0

"Черный квадрат"  "красном углу"
"Черный квадрат" "красном углу"

Это продолжение моей статьи про уникальность "Черного квадрата".

Вернемся к нашему "квадрату". Его секрет, точнее секрет его успеха невозможно раскрыть в отрыве от времени. Рассмотрим его не просто как творческое явление 1915 года, а как процесс длящийся столетия.

Это процесс борьбы за внимание зрителя, вызывая у него новые, непривычные ощущения и яркие эмоции. Для этого постоянно ищутся новые формы и содержание. Меняется манера письма и появляются новые сюжеты.

И вдруг происходит переход количества изменений в новое качество. Художники поняли, что простое изменение достигло предела. Создаются новые концепции. Картины в них имеют к реальной жизни отдаленное отношение. Они воспринимаются зрителем как нечто совершенно новое.

В промышленную эпоху эти концепции начинают выполнять роль отраслей производящих новые ощущения. Зарождающийся капитализм заражает искусство особой тягой к деньгам.

Мало нарисовать шедевр. Его надо ещё успешно продать в условиях жесткой конкуренции. Нужна победа в битве за внимание зрителя. Надо поразить его новизной и дать ему яркие ощущения и новые эмоции.

Каждый из "измов" базируется на своих правилах и развивается в определенном направлении. Например сюрреализм изображает то чего быть не может, но делает это максимально реалистично. Его "визитка" - Сальвадор Дали начинал с весьма классической живописи.

С. Дали "Корзинка с хлебом"
С. Дали "Корзинка с хлебом"

А вот как преобразилось его творчество в новом стиле.

С. Дали "Постоянство памяти"
С. Дали "Постоянство памяти"

За почти три века история живописи знала много стилей. Вот только несколько самых известных.

  • импрессионизм и экспрессионизм
  • кубизм и фовизм
  • футуризм и символизм
  • сюрреализм
  • супрематизм малевич

Что считать искусством?

А что же считается искусством? Давайте вместе попытаемся ответить на этот непростой вопрос

Любое произведение может как быть искусством так и не быть им. Допустим, что искусство это процесс имеющий определенный результат. И результат этот - изменение культурного кода. А инструмент для этого изменения это внимание людей.

Ну хорошо. Даже прекрасно. А что же такое культурный код? Для ответа на этот вопрос давайте представим культуру подобно поисковому "облаку данных". В нем хранится абсолютно всё, что признано произведением искусства.Но для получения этого звания любое творение должно выиграть спор в котором есть два лагеря людей.

Один лагерь за то чтобы признать его искусством, другой считает, его недостойным. Как правило в каждом лагере есть искусствоведы, другие творцы (как признанные так и не очень), а так же те кто покупает и простые зрители. Любое произведение искусства это выигранный его почитателями спор.

Мы так устроены, что каждый человек с начала формирует свое мнение, а потом сравнивает его с мнением других людей. В зависимости от значимости для него этих людей и их аргументации человек либо утверждается в своем мнении, либо меняет его.

И ещё один важный вопрос. А как привлечь и удержать внимание? И от чего оно зависит? В наше время на это работает целая маркетинговая индустрия. А если по сути то ответ кроется в интересе людей и актуальности.

Интересно ли это людям? Особенно людям, которые могут повлиять на общественное мнение. Они смотрят, оценивают и решают для себя насколько для них это интересно и актуально. Если да, то начинается обсуждение и дискуссия.

Люди пишут статьи и спорят, ведь вкусы у всех разные. В итоге признание или непризнание этого творения, искусством. В противном случае это кустарщина или предмет декора. Итак, шедевр это спор выигранный пока он им не был, его почитателями.

Изменение культурного кода

"ЧК" признанный в так называемом "цивилизованном мире", как шедевр. Но "в своем отечестве пророка нет". У нас до сих пор идут споры о ценности картины для мировой культуры.

Изменение культурного кода это снятие ограничений, которые создаются самой культурой. С помощью определенных ограничений она формирует и структурирует себя. Ограничения это критерии, опираясь на которые эксперты и ценители дают первоначальную оценку творению.

Истинные шедевры не просто ломают старые барьеры,но и создают новые. Рембрандт,- показательный пример ломателя ограничений. До него никто не мог себе позволить так обращаться со светом. На его портрете часть лица фактически скрыта густой тенью.

Рембрандт протрет Харменс Ван Рейн отец
Рембрандт протрет Харменс Ван Рейн отец

Тайную вечерю, до Леонардо не писал только ленивый. Но он написал её, нарушив все каноны, которые существовали в то время. Споры о правомочности такого видения длились 150 лет.

Суть разногласий состояла в расположении фигуры Иуды, вблизи Христа. До него, Иуду изображали как можно дальше от Христа, и в тени. Леонардо усомнился, аргументируя это тем, что на тот момент предательство Иуды ещё не стало явным.

Леонардо да Винчи "Тайная вече
Леонардо да Винчи "Тайная вече

Сейчас его подход стал классикой.

Возврат к "Квадрату"

Все вышеизложенное необходимая база для понимания феномена "Черного квадрата". Он стал точкой сингулярности на шкале времени или причиной резкого изменения в искусстве.

До него развитие шло довольно постепенно и плавно. А тут произошел "культурный взрыв". Всё резко поменялось. На мой взгляд тут еще подойдет понятие точки бифуркации, в которой система меняет свои характеристики и мгновенно переходит на другой уровень более менее плавного развития.

Есть другая точка зрения, согласно которой "Квадрат" был просто следствием процессов происходящих в культуре и обществе. Как температура на термометре...

Казимир Малевич - факты биографии

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве в 1879 году. Он первенец в польской многодетной семье (4 брата и 4 сестры). Его отец был управляющим сахарного завода и старался привить сыну любовь к технике.

С 12- ти лет мальчик посещает киевскую школу рисования, а в 16 лет пишет свою первую картину маслом "Лунная ночь", которую без его ведома друзья продали за 5 руб, По тем временам были неплохие деньги.

Позднее он переезжает в Курск, где работает чертежником в управлении Московско-Курской железной дороги. Параллельно он пишет картины и организует кружок художников.

В 1904 он едет в Москву, оставив жену с детьми в Курске. В Московское училище живописи и зодчества его не принимают. Прожив в коммуне художников полгода и оставшись совсем без денег он возвращается в Курск.

В 1906 году очередная попытка стать студентом. И снова неудача. В 1907 году его мать, Людвига, найдя в Москве работу заведующей столовой снимает квартиру из пяти комнат. Казимир привозит туда жену с детьми. Но счастье длилось не долго. Не прошло и года как столовую грабят, и имущество Малевичей описывают за долги.

Они снимают новое жильё, но семейная жизнь разладилась и жена с детьми уезжает в село Мещерское, где устраивается фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Там она знакомится с доктором, с которым уезжает, оставив детей на попечение одной из сотрудниц.

С 1907 по 1910 годы Малевич посещает студию Рерберга. XIV выставка Московского товарищества художников 1907 года стала его первой выставкой.

Со своей второй женой он познакомился приехав за своими детьми. Софья Михайловна Рафалович была дочерью завхоза, у которого и жили на тот момент дети Малевича. Два года они прожили в гражданском браке ,так как первая жена не хотела давать развод.

В 1909 году они оформляют свои отношения и дом в Немчиновке, принадлежащий отцу новой жены, становится для художника местом где он живет и работает.

Творческий поиск

В 1910 году Малевич входит в московские арт круги. Его первые известные картины были в стиле импрессионизма, который был популярен в Европе 30 лет назад . И называлось это тогда уже постимпрессионизм, так как "поезд" импрессионизма уже "ушел".

К. Малевич "Цветочница"
К. Малевич "Цветочница"

А как вам такой "закосик" под Матисса в стиле фовизма (франц. fauve-дикий) первого авангардного стиля в Европе XIX века.

К. Малевич "общество в цилиндрах", "Купальщики"
К. Малевич "общество в цилиндрах", "Купальщики"

С такими картинами он выставлялся на первых выставках, продолжая активно искать свой стиль.

Малевич в стиле кубизм
Малевич в стиле кубизм

И он находит свойственную только ему манеру письма.

К. Малевич " Сбор урожая"
К. Малевич " Сбор урожая"

Он продолжает активно выставляться: "Бубновый валет" в Москве,, "Союз молодежи", "Трамвай" в Питере, "Синий всадник" в Мюнхене.

В 1913 году состоялась премьера оперы " Победа над солнцем". Малевич создавал к ней декорации которые вдохновили его на создание " Черного квадрата". В процессе создания декораций в его голове родилась идея супрематизма.

Добавьте описание
Добавьте описание

Главная мысль оперы это победа над природой с помощью техники. Во многих элементах декорации можно увидеть предвестников "Квадрата".

Эскиз декорации оперы "Победа над солнцем"
Эскиз декорации оперы "Победа над солнцем"

После оперы он некоторое время ищет и мечется, пытаясь определиться со своей концепцией себя. Вот абстрактный пример такого поиска.

К. Малевич "Лицо крестьянки"
К. Малевич "Лицо крестьянки"

С 1914 года Малевич окончательно определяется со своей идеей супрематизма. Подтверждением этого является серия картин того времени. Черные квадраты занимают на них достойное место.

Серия супрематических катрин К. Малевича
Серия супрематических катрин К. Малевича

Его путь к "Квадрату" был тернист. Приходилось преодолевать неприятие коллег. Многие из них учились за границей у маститых мастеров. Именно это и сыграло с ними злую шутку.

У них в сознании сформировались жесткие культурные ограничения. Тамара Лемпицка одна из них. Она типичный представитель авангардного в то время стиля арт деко.

Тамара Лемпицка автопортрет.
Тамара Лемпицка автопортрет.

У Малевича таких барьеров не было. Так как не было денег на учебу за границей. В результате он создает авангардный для того времени стиль, и рождает "Черный квадрат", который взрывает художественную тусовку и делит её на две части.

Супрематизм концепция Малевича

Вот мы и добрались до "изюминки" ради которой мы разбирались в тонкостях искусства.Это концепция, в муках рожденная Малевичем называется супрематизм.

Супрематизм это -

  • превосходство идеи над реальностью
  • революция - разрушение старого и победа нового
  • освобождение идеи от гнета реальности
  • победа над природой
  • отказ от действительности и игра с фигурами и цветом
  • мир идей против мира вещей

Этот авангардный стиль - проекция социальной и экономической революции на искусство Развитие супрематизма- 1,0, 2,0 и пост-супрематизм. "Черный квадрат" - пик супрематизма. Это как раз супрематизм 2.0.

Искусство можно сравнить с программированием, где для написания новых программ используются старые коды. Таким образом идет развитие с опорой на старое. Супрематисты предложили всё обнулить .

Активно развивая свою концепцию, он изображает не только абстрактные геометрические композиции, но и фигуры людей. Показательна картина "Спортсмены" с символичной цветовой гаммой, напоминающей цвета государственных флагов.

К. Малевич "Спортсмены"
К. Малевич "Спортсмены"

Кроме вышеописанной философии концепции и самого творения Малевича, он был ещё и талантливым маркетологом. Он активно и успешно боролся за внимание публики. Одним из конкурентов и даже экзистенциальным врагом был художник Татлин.

Добавьте описание
Добавьте описание

Суть "Черного квадрата"

Это предельная простота творения, проще которой творец не может ничего сделать чисто физически. Черный холст ограниченный только рамой картины это символ предельной деградации творчества.

Итак "Черный квадрат"-

  • предельная простота
  • есть творение, но нет выбора формы и цвета
  • минимум вмешательства художника
  • нулевая концепция художника
  • это портал в мир идей
  • это минимум реальности и максимум идей

Идея "Квадрата" это пустота. Это мир до "да будет свет". Сначала была тьма. Это идея максимальной концентрации перед "большим взрывом" или перед созданием вселенной.

Диаметральная идея это предельная концентрация. Парадоксально, но они как полюса + и -, абсолютно четко вписываются в концепцию "Квадрата". Мне сейчас пришла мысль, что Малевичу удалось создать аккумулятор огромной творческой энергии.

Как наша вселенная есть последствие "большого взрыва" так и современный дизайн есть последствие "Черного квадрата".

"Черный квадрат" становится символом эпохи, в которой вся энергия уходит на развитие техники, создание материальных ценностей и увеличение жизненного комфорта. В результате искусство становится всё проще так как на него уже не остается ни времени ни сил.

Экспозиция Малевича
Экспозиция Малевича

Малевич сам на какое то время упирается в свой "Квадрат" как в тупик, дойдя до творческого предела. Но творец не может не творить. Он пытается развивать свою концепцию на новом уровне. И вот что из этого выходит.

К. Малевич "Крестьянка с серпом"
К. Малевич "Крестьянка с серпом"

В "постквадратный" период он написал ряд весьма интересных работ. Его последние его картины были очень далеки от идей супрематизма.

"Черный квадрат" поделил на две части мир искусства. А ещё он вынес творческое сознание своего создателя далеко в бесконечность. Можно только догадываться чего стоили Малевичу, попытки творить после него.

Малевич автопортрет
Малевич автопортрет
Малевич портрет и автопортрет
Малевич портрет и автопортрет
Малевич портрет жены художника
Малевич портрет жены художника

Творческий путь Малевича делится на движение к "Квадрату" и от него. Этот символ предельной простоты является образом зеркала, в котором отражается развитие искусства современной эпохи. Идеи Малевича оказали серьезное влияние на основы современного дизайна.

Как я создал свой стиль

Для диджестива я решил поделиться самым сокровенным. Тем на что сподвигло меня эта статья. А это не больше, не меньше как создание личного дизайнерского стиля.

Времени мало, а потому "ближе к телу". Я живу в свежей квартире с обоями под покраску. И два года меня устраивал их светлый, почти белый цвет. Но некоторое время назад мне захотелось сменить их цвет на теплый персик.

Купил я колер и ливанул, как показалось мне на тот момент явно лишнего. Цвет целой банки краски был слишком насыщенным на мой тогдашний взгляд. Я хотел что то очень нежное, а получился очень спелый персик. Покупать ещё банку краски мне не хотелось и процесс покраски был отложен на неопределенный срок.

В процессе написания статьи и изучения материала что то во мне "щелкнуло". Глядя на разные картины импрессионистов, экспрессионистов и прочих творческих личностей я осмелился поэкспериментировать с покраской обоев тем что есть.

Начал я локально. Покрасил небольшой кусочек в кухонной зоне там где было обязательно нужно. Если будет яркое пятно даже прикольно - освежит мой светлый фон.

В итоге я покрасил в тот раз несколько таких пятен по квартире. Цвет меня совершенно не напрягал. Выслал дочке фотки. Ей тоже понравилось. Вдохновленный нежданным результатом и великими художниками, я за несколько раз буквально за минуты покрасил всё что мне хотелось на тот момент.

Добавьте описание
Добавьте описание

А теперь почему я хвалился в начале созданием своего стиля. Я назвал его аперфекционизм. Самое прикольное, что такого слова нет в поисковиках. Я думаю читатель понимает, что ключевая буква тут "а". Она означает отрицание. Как моральный и аморальный;)

-23

И в этом суть стиля. Я красил стены именно тогда, когда не мог не красить. На желании и вдохновении. И красил их не так как нужно, а так как мне хотелось.

-24

Мне приносил удовольствие сам процесс. Результат меня мало интересовал. Я просто вкладывал в процесс душу, но не старался сделать как то красиво и ровно. Наоборот меня манил легкий хаос и нарочитая незавершенность. Сами видите, что из этого вышло:)

Для реализации данного стиля необходимы на мой взгляд два условия:

  • своя квартира
  • уединенное проживание в ней

Этого естественно недостаточно. Нужно ещё желание свободы в реализации своих желаний...