нейтрально относиться невозможно, можно либо ненавидеть, либо любить - как я.
предлагаю вам мое эссе после просмотра «Покровских ворот», «Братьев Карамазовых», «Бесов», ну и балета «Ромео и Джульетта», тоже поставленного Мистером Собчаком.
итак, поэтапно.
Сегодня смотрю спектакль (да, разумеется, Богомолова) «Дядя Лёва» по мотивам пьесы Леонида Зорина, повествующей о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот.
«Покровские ворота» — это пьеса - воспоминание, герой которого, наблюдая в начале 1980-х годов за сносом старого московского дома, мысленно возвращается во времена своей молодости.
«Скрылись за поворотом пятидесятые, отшумели шестидесятые, уже восьмидесятые проросли. Мы смотрим на развалины скворечника на Покровке с не меньшей грустью, чем режиссёр Михаил Козаков. С улыбкой, но не без горечи, он спрашивает больше себя, чем нас: «Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась?» - вот как написала об этой пьесе Алла Гербер в газете «Советская культура» 17 февраля 1983.
У меня вся эта история ассоциируется с моим детством и юностью, с «Где мой чёрный пистолет? - На Большой Каретной», носит экзистенциальный характер: вы взрослеем, стареем, умираем, а мир, в принципе, не меняется, за исключением деталей. «скворечник на Покровке» у каждого свой…
Посмотрим сегодня не на Богомолова - циника, а на Богомолова - романтика.
Напишу о своих впечатлениях по факту просмотра.
По факту просмотра спектакля:
Да, правдивый Богомолов лучше, чем если бы он был сентиментален.
Романтик? Немного есть.
Одна вещь меня не удивила: Верник - отвратительный актёр, умеет играть только себя. Костик из него - как балерина.
А вот вторая штука несколько обескуражила: Богомолов без всякой сентиментальности (ну разве что по нарядам 50-х, одни каблучки на туфельках Маргариты Павловны чего стоят) (великолепная Александра Ребёнок) показывает, что, в сущности, жизнь в молодости была точно такой же: местами пошлой, временами веселой, временами беззаботной, но изменились мы, а жизнь вокруг - равно такая же. Такой же останется и после нас. Банально, но меняется не жизнь как таковая, а уходит наша юность.
Очень созвучно моему пониманию «Покровских ворот».
В очередной раз подтвердила свой звездный актёрский уровень Александра Ребёнок. Она создала Совсем не комичный образ Маргариты Павловны.
В чем-то невротичная женщина, в чем-то видно сочувствие режиссёра к ней, в чем-то понимаешь, что она - прообраз тех «сильных женщин» нашего времени и режиссёр исследует этот феномен.
Да и историю ведущих женщин и ведомых мужчин автор деликатно обозначает перед зрителем, но в основном бережно оставляет за кадром, все же оставаясь в контексте .
Для меня «Бесы» Достоевского - это история про тех, кто по-настоящему на темной стороне, про цинизм, каким он может быть, если в него заиграться, про ложь «ради общего блага», про подлость и мстительность, про свободу от своих предрассудков в плохом и хорошем смысле, про то, что «истинная свобода заключается в осознанной необходимости», про особый русский путь (вернее, его отсутствие).
Про радикализм.
Про соблазн и порочность человека без любви.
Про то, что без любви и веры нет человека, а есть лишь Бес.
Про привлекательность порока.
Посмотрим, как решит эти и другие намеченные Достоевским проблемы Богомолов.
Да-да, сегодня у меня вечер «Бесов» Богомолова.
О впечатлениях буду отписываться в теле поста из антрактов.
Первый антракт.
Ставрогина, красавца и искусителя в первоисточнике, играет женщина - Александра Ребенок. Холодная блондинка с алыми губами с вечно блуждающей брезгливой улыбкой, в чёрном кожаном пальто в пол, чулках и на шпильках, точно вписалась в образ бесполого циничного, красивого и бесконечно харизматичного Беса.
Монолог Ставрогина и Шатова - блестяще сделанный эпизод, из которого очевидно, что цинизм, светское, такое особое, «липкое» в хорошем смысле слова, очарование, и расчёт всегда выигрывают перед искренностью.
Покамест главный Бес прекрасен, и привлекателен внешне, каким и должен быть согласно Ветхого завета.
Второй антракт.
Глубокое исследование бесовщины в народе: народом правит и всегда будет править тот, у кого есть сила, власть и ресурс.
Блестящий монолог Беса Верховенского - вопрос к зрителям: а вы донесли бы, если б знали что некто из вашей группы должен умереть мучительно и воскреснуть, и спасти мир?
Донесли бы?
Эта же тема продолжается в блестящем монологе Беса Верховннского о слезинке ребёнка, которая одна стоит страданий всего мира.
Не должно быть этой слезинки, и оправданий ей нет.
В этом же акте - Бес Ставрогин продолжает исследовать тему предательства, насилия духовного и физического, проведя ночь с Лизой, не любя ее, зная, что в эти минуты убивают его жену и ее отца с его, Ставрогина, молчаливого согласия.
А на что вы готовы ради счастья, спрашивает автор?
И отвечает: если вам скажут, что вы счастливы, вы, именно вы в это и поверите.
А нет разве?
Восхитительная философская сатира, такая же аристократично выверенная и липко-прекрасная, развратная интеллектуально, как Ставрогин.
Такая привлекательная для избирателей.
Офигенно, восхитительно стильный и красивый спектакль.
Богомолов верен себе: он исследует людей, общество, их мотивации.
Акт третий и последний.
Богомолов - романтик, какого я наблюдала в Карамазовых, уступил место Богомолову - умному и расчётливому ироничному цинику.
Да, он откровенно смеётся над обществом большинства, какое бе это большинство не было.
Миром правит красота, разврат и цинизм - то есть Бесы, и публика этому рада.
Вот такие они, Бесы Богомолова. Бесы эти - публика, народ, а вовсе не Ставрогин с Верховенским.
Идти и смотреть, я в восторге.
И не откажусь сходить второй раз - наблюдать за монологом Беса Ставрогина (внешне - прекрасной женщины, настоящего демона - суккуба), рассказывающего, как именно он растлил девочку в Петербурге, и что ему было бы намного легче, если бы хоть кто-то его простил, собственно, стирает грань между Бесами и не-Бесами.
И да, слушать этот монолог - совершенно развратное удовольствие.
#бесы #достоевский #богомолов
Ну что ж.
Карамазовы в режиссуре Богомолова.
Главный роман о всей нашей российской действительности, загадочной русской душе, о безудержности русской натуры, о жертвенности и слабости, об умении возрождаться из ничего, об умении прощать самих себя.
Роман - Библия, роман - Евангелие.
Не люблю банальностей, но - хочешь понять «загадочный русский душа», прочитай Карамазовых.
Но когда за дело берётся Богомолов, трагедия всегда приобретает настолько многоуровневый характер, что смотреть и понимать текст можно на самых разных уровнях в зависимости от собственного интеллекта.
Я говорила, я цинична.
Богомолов вообще из тех режиссеров, которые не стесняются показать зрителю нечистоты. На вопли зрителей о том, что они предпочли бы розы, а не авно, он спокойно отвечает, что вовсе не против роз, но сначала надо бы не ведром нечистоты прикрывать, а вычистить их. В себе, прежде всего.
Кто-то видит только визуальный ряд, кого-то восхищают богомоловские визуализации - его спектакли не просто красивы, они в буквальной степени отражают действительность за окном.
Богомолов - философ и романтик всегда показывает нам, что выход есть - иногда в совершенно неожиданных вещах, но чаще всего главная ремарка его спектаклей - миром правит дракон, а должна любовь.
Банально и сентиментально, согласна.
Но Богомолов - это всегда по-новому, это всегда приглашение для зрителя взять зеркало и смотреться в него весь спектакль, Богомолов - это всегда правдиво.
Что ж, пятичасовой спектакль начинается в 19, после полуночи напишу свои впечатления и эмоции.
Первый антракт. Зеркало, вручённое каждому из нас Богомоловым, не кривое, нет. Это история про восприятие себя в несовременном мире, и это очень здорово.
Второй антракт.
Богомолов масштабно исследует Русский мир и Загадочную русскую душу, и делает это так, что каждый зритель нет-нет, да и узнаёт себя.
Алешенька Карамазов в понимании режиссёра - то, чего не хватает миру - просто бескорыстная любовь. Так, только он признаёт превосходство Грушеньки над собой, потому что она назвала его братом, проявила искренность.
Иван Карамазов - типичный «русский мальчик за рубежом», распекающий страну и Людей почем свет стоит, и палец о палец не ударивший для изменения ситуации.
Дмитрий, почитатель Грушеньки, любить не умеет вообще и в этом его трагедия.
Скотское ТВ взахлёб вещает о том, что «старец Зосима» после смерти через три часа «завонял», хотя сами же называли его при жизни святым.
Мир - сборище порока, даже черт на фоне господ Ивана и Мити выглядит как-то мило.
Алёша сам не в состоянии решить проблемы мира, автор четко говорит: Господь не поможет тем, кто его не слышит в главном и не принимает любовь.
Да, Богомолов романтик.
И вот интересно мне: судя по тому, сколько людей не воспринимает его творчество, вот эти же люди не понимают положения вещей в современном обществе.
Третье действие завершилось.
Шедевр. Много мельчайших аллюзий и подробностей, в заметку пятичасовое действо не уложить.
Вспомнился ещё один слой и смысл: Грушенька все ждёт и ждёт своего польского офицера, а счастье - вот оно, совсем близко, только руку протяни. Не умеем мы этого, мир вымышленный часто важней для нас мира реального.
А вот Алёша в отличие от вечной мечтательницы и от этого несчастной Грушеньки берет своё счастье, как умеет: исполняя завет покойного старца, женится на девушке - инвалиде, чем делает счастливыми и ее, и себя.
Богомолов говорит нам: да не бойтесь вы своего счастья, просто возьмите его! Для многих это оказывается невозможным, сложным и невыполнимым, как для того де Дмитрия, да и Ивана.
Главный тезис - о людях и слепцах, о возможности решительных действий по недопущению возрождения дракона, что зло порождает только зло, и о том, что миром правит любовь.
P.S. Да, молния на платье расстёгивается до самого низа и спереди, и сзади.
#богомолов #карамазовы #отдыхадвоката