Найти тему
Ирина Зуй

Мистер Богомолов, кто вы?

нейтрально относиться невозможно, можно либо ненавидеть, либо любить - как я.

предлагаю вам мое эссе после просмотра «Покровских ворот», «Братьев Карамазовых», «Бесов», ну и балета «Ромео и Джульетта», тоже поставленного Мистером Собчаком.

итак, поэтапно.

Покровские Ворота, или Дядя Лёва.
Покровские Ворота, или Дядя Лёва.

Сегодня смотрю спектакль (да, разумеется, Богомолова) «Дядя Лёва» по мотивам пьесы Леонида Зорина, повествующей о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. 

«Покровские ворота» — это пьеса - воспоминание, герой которого, наблюдая в начале 1980-х годов за сносом старого московского дома, мысленно возвращается во времена своей молодости. 

«Скрылись за поворотом пятидесятые, отшумели шестидесятые, уже восьмидесятые проросли. Мы смотрим на развалины скворечника на Покровке с не меньшей грустью, чем режиссёр Михаил Козаков. С улыбкой, но не без горечи, он спрашивает больше себя, чем нас: «Молодость, ты была или не была? Кто ответит, куда ты делась?» - вот как написала об этой пьесе Алла Гербер в газете «Советская культура» 17 февраля 1983. 

У меня вся эта история ассоциируется с моим детством и юностью, с «Где мой чёрный пистолет? - На Большой Каретной», носит экзистенциальный характер: вы взрослеем, стареем, умираем, а мир, в принципе, не меняется, за исключением деталей. «скворечник на Покровке» у каждого свой… 

Посмотрим сегодня не на Богомолова - циника, а на Богомолова - романтика. 

Напишу о своих впечатлениях по факту просмотра.

По факту просмотра спектакля:

Да, правдивый Богомолов лучше, чем если бы он был сентиментален. 

Романтик? Немного есть.

Одна вещь меня не удивила: Верник - отвратительный актёр, умеет играть только себя. Костик из него - как балерина. 

А вот вторая штука несколько обескуражила: Богомолов без всякой сентиментальности (ну разве что по нарядам 50-х, одни каблучки на туфельках Маргариты Павловны чего стоят) (великолепная Александра Ребёнок) показывает, что, в сущности, жизнь в молодости была точно такой же: местами пошлой, временами веселой, временами беззаботной, но изменились мы, а жизнь вокруг - равно такая же. Такой же останется и после нас. Банально, но меняется не жизнь как таковая, а уходит наша юность. 

Очень созвучно моему пониманию «Покровских ворот».

В очередной раз подтвердила свой звездный актёрский уровень Александра Ребёнок. Она создала Совсем не комичный образ Маргариты Павловны. 

В чем-то невротичная женщина, в чем-то видно сочувствие режиссёра к ней, в чем-то понимаешь, что она - прообраз тех «сильных женщин» нашего времени и режиссёр исследует этот феномен. 

Да и историю ведущих женщин и ведомых мужчин автор деликатно обозначает перед зрителем, но в основном бережно оставляет за кадром, все же оставаясь в контексте .

Бесы.
Бесы.

Для меня «Бесы» Достоевского - это история про тех, кто по-настоящему на темной стороне, про цинизм, каким он может быть, если в него заиграться, про ложь «ради общего блага», про подлость и мстительность, про свободу от своих предрассудков в плохом и хорошем смысле, про то, что «истинная свобода заключается в осознанной необходимости», про особый русский путь (вернее, его отсутствие).

Про радикализм. 

Про соблазн и порочность человека без любви. 

Про то, что без любви и веры нет человека, а есть лишь Бес. 

Про привлекательность порока. 

Посмотрим, как решит эти и другие намеченные Достоевским проблемы Богомолов. 

Да-да, сегодня у меня вечер «Бесов» Богомолова. 

О впечатлениях буду отписываться в теле поста из антрактов.

Первый антракт. 

Ставрогина, красавца и искусителя в первоисточнике, играет женщина - Александра Ребенок. Холодная блондинка с алыми губами с вечно блуждающей брезгливой улыбкой, в чёрном кожаном пальто в пол, чулках и на шпильках, точно вписалась в образ бесполого циничного, красивого и бесконечно харизматичного Беса. 

Монолог Ставрогина и Шатова - блестяще сделанный эпизод, из которого очевидно, что цинизм, светское, такое особое, «липкое» в хорошем смысле слова, очарование, и расчёт всегда выигрывают перед искренностью. 

Покамест главный Бес прекрасен, и привлекателен внешне, каким и должен быть согласно Ветхого завета.

Второй антракт. 

Глубокое исследование бесовщины в народе: народом правит и всегда будет править тот, у кого есть сила, власть и ресурс. 

Блестящий монолог Беса Верховенского - вопрос к зрителям: а вы донесли бы, если б знали что некто из вашей группы должен умереть мучительно и воскреснуть, и спасти мир? 

Донесли бы? 

Эта же тема продолжается в блестящем монологе Беса Верховннского о слезинке ребёнка, которая одна стоит страданий всего мира. 

Не должно быть этой слезинки, и оправданий ей нет. 

В этом же акте - Бес Ставрогин продолжает исследовать тему предательства, насилия духовного и физического, проведя ночь с Лизой, не любя ее, зная, что в эти минуты убивают его жену и ее отца с его, Ставрогина, молчаливого согласия. 

А на что вы готовы ради счастья, спрашивает автор? 

И отвечает: если вам скажут, что вы счастливы, вы, именно вы в это и поверите. 

А нет разве? 

Восхитительная философская сатира, такая же аристократично выверенная и липко-прекрасная, развратная интеллектуально, как Ставрогин. 

Такая привлекательная для избирателей. 

Офигенно, восхитительно стильный и красивый спектакль. 

Богомолов верен себе: он исследует людей, общество, их мотивации.

Акт третий и последний. 

Богомолов - романтик, какого я наблюдала в Карамазовых, уступил место Богомолову - умному и расчётливому ироничному цинику. 

Да, он откровенно смеётся над обществом большинства, какое бе это большинство не было. 

Миром правит красота, разврат и цинизм - то есть Бесы, и публика этому рада. 

Вот такие они, Бесы Богомолова. Бесы эти - публика, народ, а вовсе не Ставрогин с Верховенским. 

Идти и смотреть, я в восторге. 

И не откажусь сходить второй раз - наблюдать за монологом Беса Ставрогина (внешне - прекрасной женщины, настоящего демона - суккуба), рассказывающего, как именно он растлил девочку в Петербурге, и что ему было бы намного легче, если бы хоть кто-то его простил, собственно, стирает грань между Бесами и не-Бесами. 

И да, слушать этот монолог - совершенно развратное удовольствие.

#бесы #достоевский #богомолов
Карамазовы.
Карамазовы.

Ну что ж. 

Карамазовы в режиссуре Богомолова. 

Главный роман о всей нашей российской действительности, загадочной русской душе, о безудержности русской натуры, о жертвенности и слабости, об умении возрождаться из ничего, об умении прощать самих себя. 

Роман - Библия, роман - Евангелие. 

Не люблю банальностей, но - хочешь понять «загадочный русский душа», прочитай Карамазовых. 

Но когда за дело берётся Богомолов, трагедия всегда приобретает настолько многоуровневый характер, что смотреть и понимать текст можно на самых разных уровнях в зависимости от собственного интеллекта. 

Я говорила, я цинична. 

Богомолов вообще из тех режиссеров, которые не стесняются показать зрителю нечистоты. На вопли зрителей о том, что они предпочли бы розы, а не авно, он спокойно отвечает, что вовсе не против роз, но сначала надо бы не ведром нечистоты прикрывать, а вычистить их. В себе, прежде всего.

Кто-то видит только визуальный ряд, кого-то восхищают богомоловские визуализации - его спектакли не просто красивы, они в буквальной степени отражают действительность за окном. 

Богомолов - философ и романтик всегда показывает нам, что выход есть - иногда в совершенно неожиданных вещах, но чаще всего главная ремарка его спектаклей - миром правит дракон, а должна любовь. 

Банально и сентиментально, согласна. 

Но Богомолов - это всегда по-новому, это всегда приглашение для зрителя взять зеркало и смотреться в него весь спектакль, Богомолов - это всегда правдиво. 

Что ж, пятичасовой спектакль начинается в 19, после полуночи напишу свои впечатления и эмоции. 

Первый антракт. Зеркало, вручённое каждому из нас Богомоловым, не кривое, нет. Это история про восприятие себя в несовременном мире, и это очень здорово. 

Второй антракт. 

Богомолов масштабно исследует Русский мир и Загадочную русскую душу, и делает это так, что каждый зритель нет-нет, да и узнаёт себя. 

Алешенька Карамазов в понимании режиссёра - то, чего не хватает миру - просто бескорыстная любовь. Так, только он признаёт превосходство Грушеньки над собой, потому что она назвала его братом, проявила искренность. 

Иван Карамазов - типичный «русский мальчик за рубежом», распекающий страну и Людей почем свет стоит, и палец о палец не ударивший для изменения ситуации. 

Дмитрий, почитатель Грушеньки, любить не умеет вообще и в этом его трагедия. 

Скотское ТВ взахлёб вещает о том, что «старец Зосима» после смерти через три часа «завонял», хотя сами же называли его при жизни святым. 

Мир - сборище порока, даже черт на фоне господ Ивана и Мити выглядит как-то мило. 

Алёша сам не в состоянии решить проблемы мира, автор четко говорит: Господь не поможет тем, кто его не слышит в главном и не принимает любовь. 

Да, Богомолов романтик. 

И вот интересно мне: судя по тому, сколько людей не воспринимает его творчество, вот эти же люди не понимают положения вещей в современном обществе. 

Третье действие завершилось. 

Шедевр. Много мельчайших аллюзий и подробностей, в заметку пятичасовое действо не уложить. 

Вспомнился ещё один слой и смысл: Грушенька все ждёт и ждёт своего польского офицера, а счастье - вот оно, совсем близко, только руку протяни. Не умеем мы этого, мир вымышленный часто важней для нас мира реального. 

А вот Алёша в отличие от вечной мечтательницы и от этого несчастной Грушеньки берет своё счастье, как умеет: исполняя завет покойного старца, женится на девушке - инвалиде, чем делает счастливыми и ее, и себя.  

Богомолов говорит нам: да не бойтесь вы своего счастья, просто возьмите его! Для многих это оказывается невозможным, сложным и невыполнимым, как для того де Дмитрия, да и Ивана. 

Главный тезис - о людях и слепцах, о возможности решительных действий по недопущению возрождения дракона, что зло порождает только зло, и о том, что миром правит любовь. 

P.S. Да, молния на платье расстёгивается до самого низа и спереди, и сзади. 

#богомолов #карамазовы #отдыхадвоката

-4