Абдул-Хамид II был османским султаном при котором фактически Османская империя и закончила своё существование, превратившись в турецкое национальное государство. Он длительное время единолично управлял огромной страной, но обстановка в мире не позволила ему передать власть своим отпрыскам.
Абдул-Хамид был сыном султана-банкрота Абдул-Меджида и его второй жены черкешенки из шапсугов Тиримюжган Кадын-эфенди. Он единственный выживший ребенок своей матери, которая умерла когда ему было 11 лет.
Абдул-Хамид II пришёл к власти 31 августа 1876 года при весьма странных обстоятельствах. Его единокровный брат действующий на том момент султан Мурад V был объявлен сумасшедшим, и на престол возвели Абдул-Хамида. При этом Мурад спокойно отправился в добровольное изгнание в дворец Чыраган, где и прожил безвыездно 28 лет. Мурад был разносторонне развитым человеком, обладавший многими талантами и его уход вызвал различные слухи.
Его родной брат и последний османский султан Мехмед VI говорил о нём:
- «Нас было восемь братьев; самым ценным среди нас был Мурад; если они поставят его на одну чашу весов, а нас на другую, то та сторона, на которой он есть, будет тяжелее»
При таких характеристиках вырисовывается фигура эдакого графа Монте-Кристо, который вершит все свои дела тайно, через своего брата Абдул-Хамида II, не обладавшего такими же дарованиями. Отмечалось, что в изоляции Мурад быстро излечился от сумасшествия - если конечно он им в действительно болел.
Как бы там не было, но Абдул-Хамид придя к власти обещал провести широкие либеральные реформы - вплоть до провозглашения Конституции.
Но в империи творилось черти что - мусульмане и христиане, мирно жившие друг с другом сотни лет вдруг возненавидели друг друга и стали резаться на каждом углу. Балканские народы требовали независимости, а иностранные концессии просили снижения пошлин на ввозимые товары. И это при том, что импорт уже обанкротил турецких ремесленников. Европейские государства (кроме Российской империи) требовали немедленных либеральных политических реформ, которые неминуемо привели бы к развалу империи на мелкие части.
Единственным выходом для Абдул-Хамида была тактика обещаний. Началась многолетняя дипломатическая переписка, которой и отличалась эпоха его правления. Между прочим велась она очень грамотно и Османской империи длительное время удавалось сдерживать давление изнутри и снаружи только с помощью обещаний. А не было ли здесь участия предыдущего султана Мурада V, который тихо сидел в своем дворце Чыраган и возможно взял на себя всю внешнюю и внутреннюю политику, к чему он был так способен? Вполне возможно что все отписки согласовывались именно с ним.
В декабре 1876 года Османская империя объявила о Конституции, присягу на верность которой принес сам Абдул-Хамид II. Это было неслыханно для мусульманской страны, которая таким образом отрекалась от своего положения Халифата, а османский султана от должности Халифа как главы всех мусульман (Халиф не подчиняется никому кроме Аллаха). Хотя сам османский султан Абдул-Хамид так не считал и собирался продолжить дело Халифата. Однако это вызвало большие споры в мусульманском мире и другие исламские течения, в том числе ваххабизм и шиизм получили основу для развития как независимых течений.
Таким поведением 24-х летнего султана были очень довольны в Европе и Российской империи:
- Хотя султан Абдул-Хамид сердечно предан исламу, но он чужд фанатизма. Он назначил к себе куафёром христианина, чему доныне примера не было. Многие из придворных не без удивления видели это назначение, не постигая как можно допустить чтобы нечистая рука гяура касалась священной бороды калифа» - Московскія Вѣдомости. 1876, 1 октября, № 250, стр. 4
Правда такое положительное отношение было недолгим. В то время в Османской империи развернулись репрессии против балканских христиан. Связано это было с подъемом национально-освободительного движения в Румелии (европейская часть Османской империи). В попытках подавить это движение османы стали вербовать башибузуков из местных славян-мусульман - своеобразных штрейкбрехеров, которые стали контроппозицией. Вскоре к ним присоединились солдаты удачи со всех азиатских и африканских владений Османской империи. Именно они стали творить те преступления, которые стали известны европейской общественности.
Турецкая армия в этих преступлениях не участвовала, но и не препятствовала так как не было конкретного указания от стамбульских властей.
После таких душераздирающих сюжетов в России стали настоятельно требовать от императора исполнения его официального долга - защиты христианского населения Османской империи.
На этот раз, в отличие от Крымской войны Российская империя имела союзником всё населения Европы, которое требовало от османского султана прекратить насилие над христианами.
Османская империя была хорошо подготовлена к войне (перевооружена новейшими магазинными винтовками, имела большую численность и укрепленные позиции), но все равно проиграла. Это стало неожиданностью для Абдул-Хамида II, который считал себя великим полководцем (это было явным преувеличением).
Именно после этой войны стали появляться слухи о том, что настоящим султаном является заточенный во дворце Мурад V. А Абдул-Хамид только бездумный исполнитель его воли, попытавшийся самолично решить балканскую проблему и обломавший на этом зубы.
Русско-турецкая война тяжело сказалась на финансах и в 1882 году Османская империя повторно объявила себя банкротом. Однако то что прошло при Абдул-Меджиде не прошло при Абдул-Хамиде. Европейцы не могли терять деньги и пошли фактически на экономическую экспансию:
- Была образована комиссия иностранных кредиторов под названием «Совет директоров османского государственного долга» фр. Conseil d’administration de la dette publique Ottoman (состояла из 5 членов, назначаемых на 5-летний срок: синдикатом держателей иностранных облигаций (англ. Foreign bondholders) в Лондоне, торговой палатой в Риме и синдикатами кредиторов Османской империи в Вене, Париже и Берлине), которая получила контроль над некоторыми государственными доходами - Википедия
Между прочим кредиты давались именно на войну и в этой связи нужно отметить, что для Османской империи кредиторы оказались хуже чем враг - Российская империя, которая даже не стала требовать репараций, удовлетворившись Карской областью.
В империи наступил хаос - чиновники и военные не получали жалование, а все положенное получали, отнимая его у христианского населения. Христиане в свою очередь также выражали недовольство и часто восставали, что служило причиной массовых репрессий против них.
Но и сами турки не были защищены от произвола полиции и военных, которые могли похитить и казнить во внесудебном порядке любого, кто выражал недовольство положением дел в государстве. Из-за этого период правления Абдул-Хамида II в официальной турецкой историографии носит название "Зулюм" (деспотия).
Такое состояние государства и стало причиной того, что прогрессивные турецкие офицеры стали образовывать революционные сообщества "младотурков".
Абдул-Хамид не пользовался популярностью ни в империи, ни за рубежом. Поэтому, заговорщики в 1908 году создали в Салониках Комитет по спасению Отечества и 27 апреля 1909 года вынудили Абдул-Хамида II отречься от престола. Он был сослан в Салоники, а в 1912 году вернулся в Стамбул, где и умер.
Так закончилась власть последнего полновластного османского султана, который не смог совладать с ветром перемен. Да это и не было в его силах.
Статьи из цикла "Турецкие султаны как этапы жизнедеятельности Османской империи"