Найти тему

Игра с цветом, светом и нотами – роль импрессионистов в искусстве

Когда мы говорим об импрессионизме, в голове сразу возникают картины великих художников – Моне и Писсаро, Дега и Ренуара, Руссо и Сезанна. Казалось бы, немного небрежные, местами непонятные и нелепые, при этом яркие и необычные.

Клод Моне. «Впечатление»
Клод Моне. «Впечатление»

Если говорить об импрессионизме в музыке, прежде всего всплывают имена Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Слушая их музыку, также мелькают некие образы, часто прерывистые, постоянно меняющиеся, иногда лиричные, иногда нервные.

Равель. Сонатина

В свое время слово «импрессионизм» возникло как насмешка над произведением. Известный французский критик Луи Леруа назвал работу К. Моне «Впечатление» небрежным недоработанным наброском, мазней, которую стыдно показывать людям. В то время в искусстве крепко засел академизм и любые отклонения от него считались не то чтобы постыдными, а не нужными, неинтересными. Но, на удивление, новые работы художников пришлись по вкусу обычным людям и изначально обидное слово стало особым направлением в искусстве.

Художники писали картины, основываясь на внутренних эмоциях, быстрых впечатлениях, которые хотелось запечатлеть здесь и сейчас. Появилось новое слово «пленэр». Считалось, что изображать природу можно только тогда, когда ты ее видишь, чувствуешь, ощущаешь всей кожей, вдыхаешь ее запах. Мир вокруг слишком прекрасен и странен, чтобы писать его в закрытых помещениях, по памяти.

Игра воздухом, цветом и светом, вибрациями и мерцаниями не оставила в стороне и музыкантов. Если закрыть глаза, слушая их музыку, можно практически представить себе мелькающие зрительные образы, игру света и тени. Цветовые пятна бывают не только на картинах – и в музыке встречаются звуковые пятна.

Общим с художниками у музыкантов был еще один момент. Даже названия картин – что живописных, что музыкальных, практически всегда носили имена, связанные с движениями природы. Лунный свет, Звездная ночь, Буря в джунглях, Снег танцует, Лужайка весной, Диалог ветра с морем – сможете ли вы догадаться, где здесь музыкальные произведения, а где картины? 

Импрессионистыреволюционеры в искусстве. Они практически заставили людей посмотреть на мир совершенно другими глазами. Смешать то, что нельзя смешивать, писать то, что невозможно написать – движение воздуха на картине, звучание тишины в пьесе. Именно они ушли от всех стандартов, которые были раньше. Именно благодаря им появились все другие направления – абстракционизм, авангардизм, пуантилизм, кубизм, модерн, сюрреализм и другие. Даже постимпрессионизмы, которые сознательно отрицали их методы, на самом деле появились только благодаря им.

Поль Сезанн. «Поворот Дороги в Овере»
Поль Сезанн. «Поворот Дороги в Овере»

Импрессионизм в музыке стал толчком для возникновения авангардной музыки и джаза. У К. Дебюсси уже были новые джазовые ритмы, включенные в классическую музыку. Необычные песни темнокожих стали частью детских пьес, мотивы встречаются и в глобальных произведениях. При этом сам композитор категорически исключал все упоминания о нем, как о музыканте-импрессионисте. Но люди распорядились его званием по своему усмотрению, благодаря впечатлением от его музыки.

Художники и музыканты перестали бояться изображать свои мысли так, как чувствуют. Уходя от стандартов, которые взращивались годами. И многие люди почувствовали, что именно это направление им более близко. Очарование нежных цветов и звуков, зыбкая тень на картинах и шепот нот в музыке – каждый найдет в творчестве импрессионизмов что-то свое, выразительное и родное.

—————————————————————————————————————

Смотрите также:

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊