Доброго времени суток, друзья. Название цикла статей - "Шипит, как утюг", действительно, некоторые трамваи издают громкие шипящие звуки, давайте же разберёмся, почему трамваи шипят и для чего это нужно вагонам.
Сразу хочу сказать, что шипят не все трамваи, а только те, которые имеют пневматическую систему на борту. В наше время встретить такой трамвайный вагон большая редкость. "Повезло" пожалуй только жителям Санкт-Петербурга. Если брать вагоны периода СССР, то пневматическое оборудование имели такие легендарные вагоны, как МТВ-82, РВЗ-6 и др. Однако остановимся мы с вами на вагоне ЛМ-68М и рассмотрим его пневматическую систему.
На общей схеме (рис.1) можно увидеть, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд, пневматическая система состоит из множества элементов. Однако имеется три, так называемых, магистрали. Главной является напорная магистраль. Её основная задача - это своевременное наполнение пневматической системы воздухом, а так же поддержание давление на относительно постоянном уровне. Основной является тормозная магистраль. Как следует из её названия она отвечает за управление тормозами трамвайного вагона. Ну и так же в наличии имеется вспомогательная магистраль, отвечающая за некоторые другие функции трамвайного вагона, которые способны работать от пневматических приводов. Рассмотрим каждую из магистралей более подробно.
Напорная магистраль
Как уже было сказано, напорная магистраль должна обеспечивать вагон сжатым воздухом. Разберёмся подробнее, как ей это удаётся.
Итак, когда включается компрессор 2, то воздух через фильтр 1 начинает поступать в трубопровод. Первым на пути его встречает конденсатор 3, который предназначен для очистки воздуха от излишней влаги, затем воздух проходит через обратный клапан 4, который необходим для того, чтобы не допустить обратное движение воздуха после отключения компрессора. Два резервуара 6 необходимы для хранения запаса сжатого воздуха, на одном из резервуаров установлен предохранительный клапан 5, который экстренно выпускает воздух из резервуара, в случае превышения максимально допустимого давления. В напорной магистрали имеется манометр высокого давления 7, он выведен на пульт управления вагоном, чтобы вагоновожатый имел информацию о давлении. Разобщительный кран 8 необходим для отключения тормозной магистрали от напорной. Важную функцию выполняет электропневморегулятор давления 9, ведь по его команде включается компрессор.
Дело в том, что компрессор работает в автоматическом режиме, электропневморегулятор давления настроен так, что он включает компрессор, если давление в напорной магистрали ниже или равно 4,5 атмосферы и отключает, если давление выше 6,5 атмосфер. Предохранительный клапан настроен на давление 7,1 атмосфера, то есть при превышении этого давления, он открывается и выпускает воздух в атмосферу. Так же на схеме есть ответвление к концевому крану (на основной схеме не указан). Концевой кран необходим для соединения вагонов в поезда, таким образом пневматические системы двух вагонов могут работать сообща.
Тормозная магистраль
Говорят, что тормоза придумали трусы, хотя я с этим утверждением не согласен, ведь тормоза - это одна из составляющих безопасности движения любого транспорта. Поэтому о тормозной магистрали так же необходимо сказать.
Тормозная магистраль состоит из тормозных цилиндров, которых четыре штуки на каждую колёсную пару. Тормозные цилиндры объединены в группы по две штуки, к ним подаётся воздух через переключательный клапан 2, электропневматический вентиль предназначен 3 для автоматического приведения тормоза в действие, для каждой группы тормозных цилиндров предусмотрен разобщительный кран 4. Автоматический выключатель "стоп-сигналов" 5 необходим для работы задней световой сигнализации вагона. Запасный резервуар 6 содержит в себе запас сжатого воздуха для питания тормозной магистрали. Манометр низкого давления 7 выведен на пульт управления вагоном и информирует вагоновожатого о давлении в тормозной магистрали. Редукционный клапан 8 (или же просто редуктор) предназначен для понижения давления напорной магистрали и снижает давление до 2,8 - 3,2 атмосфер. Цилиндры 9 предназначены для опускания подвагонной сетки, она необходима для того, чтобы в случае попадания человека под вагон не дать ему попасть под колёса. Кран водителя 10 установлен в кабине и предназначен для управления тормозами вагона. 11 - звонок, необходим для подачи звукового сигнала. Шумоглушитель 12 уменьшает уровень шума, издаваемый пневматической системой вагона.
Рассмотрим процесс торможения без использования крана водителя. При торможении электродинамическим тормозом эффективность торможения падает по мере уменьшения скорости вагона, на малых скоростях по команде реле минимального тока срабатывают электропневматические вентили, которые разобщают тормозные цилиндры с атмосферой и сообщают их с запасным резервуаром. В тормозные цилиндры поступает воздух, штоки выдвигаются и приводят в действие тормозную рычажную передачу, которая вызывает срабатывание тормоза. При начале движения на электропневматические вентили подаётся напряжение и они сообщают тормозной цилиндр с атмосферой, воздух из цилиндров выходит и под действием пружины тормоза отпускаются.
Если торможение происходит с помощью крана водителя, то, водитель переводит ручку крана в тормозное положение, сообщая напорную магистраль и тормозные цилиндры напрямую, воздух поступает в тормозные цилиндры, что вызывает срабатывание тормоза. Для отпуска тормозов необходимо перевести ручку крана водителя в положение отпуска, тогда тормозные цилиндры будут сообщены с атмосферой через кран водителя, воздух из тормозных цилиндров начнёт выходить, что вызовет отпуск тормозов.
Опускание сетки происходит по команде электропневматического вентиля, который в свою очередь получает команду либо от контроллера водителя (позиция ТР), либо от ручки рельсового тормоза. В цилиндры поступает воздух из напорной магистрали, что вызывает опускание сетки, при выпуске воздуха из цилиндров, под действием пружин сетка поднимется.
Вспомогательная магистраль
Вспомогательная магистраль служит для привода реверсора, дверей, дворников и песочниц. Да, всё это может работать на пневмоприводах. Рассмотрим более подробно.
Двери приводится в движение дверными цилиндрами 1. Каждая створка приводится в движение своим цилиндром, из схемы (рис.4) видно, что дверей всего три (шесть цилиндров). Управление дверьми происходит с помощью электропневматических вентилей 2. Первую дверь можно открыть с помощью крана 3. Приводы песочниц 4 так же срабатывают от электропневматического вентиля. Привод стеклоочистителей 5 будет работать если водитель подаст воздух к нему с помощью ручного вентиля 6. Привод реверсора 7 работает за счёт двух электропневматических вентилей.
На этом у меня всё. Работу каждого отдельного элемента мы рассмотрим в следующих статьях цикла "Шипит, как утюг". Не забывайте подписываться на канал, если дочитали, оценивать статью и писать комментарии. До новых встреч)))