Ко дню рождения советского писателя-прозаика, журналиста, сценариста Юрия Марковича Нагибина.
Юрий Нагибин - один из самых ярких и знаковых писателей советской эпохи - прожил длинную творческую жизнь. Менялись времена и правители, несколько раз рушился общественный строй, но в течение полувека Нагибин писал. И все эти годы его читали. Для России ХХ столетия это своего рода феномен.
Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) – советский писатель-прозаик, журналист, сценарист появился на свет в Москве 3 апреля 1920 года. Его рождению предшествовало страшное событие – расстрел отца, дворянина и участника белогвардейского восстания, Кирилла Александровича Нагибина. Перед смертью отец успел написать письмо лучшему другу, адвокату Марку Левенталю, позаботиться о его беременной жене. Лишь в зрелые годы Юрий Нагибин узнал правду об отце. В 1927 году Левенталя отправили в ссылку, и Ксения Алексеевна, мать будущего писателя, вышла замуж в третий раз. Ее избранником стал прозаик Яков Рыкачев, который всячески поощрял первые пробы пера Юры. Однако и его ждала печальная участь – в 1937 году Рыкачев стал жертвой сталинских репрессий. Благодаря предусмотрительности Ксении Алексеевны, давшей сыну другое отчество, о дворянском происхождении Юрия Нагибина никому не было известно. Нагибин не сразу нашел свое призвание.
В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Был отличником в школе, которую окончил в 1938 г., кратко обучался в столичном медицинском институте. Не получив медобразование, перевелся во ВГИК, чтобы стать сценаристом. В 1940 году он опубликовал свой первый рассказ, который высоко оценили В. Катаев и Ю. Олеша. Началась война. Молодой человек отправился на фронт. Работал в отделе политического управления: разбирал вражеские документы, выпускал пропагандистские листовки, вел радиопередачи. Дважды получил контузию и был комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом газеты «Труд». Писал сценарии к фильмам, рассказы и повести. В 1943 году вышел первый сборник рассказов Нагибина - “Человек с фронта”. В этом же году был приняли в Союз писателей. В дальнейшем он не изменял себе, работая с малыми формами: рассказами, изредка повестями. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял работу над прозой. Середина 1950-х была очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов “Человек и дорога”, “Чистые пруды”, “Далекое и близкое”, “Ранней весной”. Юрий Маркович был очень успешным киносценаристом – по его сценариям было снято более сорока фильмов: “Председатель”, “Директор”, “Красная палатка”, “Чайковский”, “Ночной гость” и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, И. Анненского, А.Голубкиной.
В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о “великих” (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Работал Нагибин до конца дней своих. Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя — “Тьма в конце туннеля”; “Моя золотая теща”. Однако за свой писательский успех и финансовое благополучие Нагибин платил высокую цену, ему приходилось подстраиваться под власть, настоящей отдушиной для писателя, по мнению Андрона Кончаловского, стало его автобиографическое произведение «Дневник».
Юрий Маркович отличался не только внешней красотой и природным обаянием. Несмотря на исправленную биографию, дворянское происхождение Нагибина давало о себе знать. На фоне остальных советских писателей он выгодно отличался элегантностью, прекрасными манерами и интеллектом – Юрий Маркович цитировал Пруста в оригинале и читал Гете в подлиннике. Неудивительно, что такой яркий человек был в центре женского внимания. Биография Нагибина пестрит романами и браками. Он был женат шесть раз, и одной из его жен была известный советский поэт Белла Ахмадулина. Семейное счастье писатель нашел со своей последней супругой, переводчицей Аллой Григорьевной. С ней он прожил двадцать шесть лет, вплоть до своей смерти.
Умер Юрий Маркович Нагибин в Москве 17 июня 1994 года.
Книги:
«Дневник»
Юрий Нагибин Более сорока лет (с 1942 по 1986 год) Нагибин вел дневник. "Дневник" писателя является не просто мемуарами, но и ценным историческим документом. Перед нами раскрывается непрерывная череда культурных и общественно-политических событий ХХ века. Юрий Маркович описывает свои встречи с известными писателями, режиссерами, политическими деятелями, композиторами, музыкантами. После выхода в свет "Дневник" произвел эффект разорвавшейся бомбы и вызвал бурные споры, ведь многие его герои были потрясены нелицеприятными характеристиками и неожиданными откровениями. Неподдельная честность Нагибина подкупает: обласканный советской эпохой, он тем не менее, критикует ее за тоталитаризм и жесткую цензуру - умно, тонко и смело. Как говорил сам Юрий Маркович: обо всем - откровенно, о себе - беспощадно.
«Чистые пруды» (сборник)
Довоенная Москва Юрия Нагибина - по преимуществу радостный город, особенно по контрасту с последующими военными годами, но, не противореча себе, писатель вкладывает в уста своего персонажа утверждение, что юность - "самая мучительная пора жизни человека". Подобно своему любимому Марселю Прусту, Нагибин занят поиском утраченного времени, несбывшихся Любовей, не сложившихся отношений, бесследно сгинувших друзей. В книгу вошли циклы рассказов "Чистые пруды" и "Чужое сердце".
«Вечная музыка» (сборник)
«Вечная музыка» — коллекция увлекательнейших новелл Юрия Нагибина, посвященных непростым судьбам великих композиторов. Великие композиторы и музыканты… Они оставили в наследство человечеству бесценный дар ВЫСОКОГО ИСКУССТВА. Для нас, потомков, они остались ГЕНИЯМИ. Но при жизни они были — ЛЮДЬМИ. Людьми, умевшими страдать, ошибаться, любить и ненавидеть. Именно такими, какими они предстают перед нами в необычайно глубоких произведениях Юрия Нагибина. Иоганн Себастьян Бах, Сергей Рахманинов, Имре Кальман… Их жизнь была посвящена служению ВЕЧНОЙ МУЗЫКЕ.
«Встань и иди»
В сборник вошли три повести и ряд рассказов. Повесть "Встань и иди" появилась в журнале «Юность» в 1987 году и повествует о трудном времени эпохи культа личности, о взаимоотношениях несправедливо осужденного человека и его сына; в "Поездке на острова" перекликаются давние времена русской истории и современность; в повести "Квасник и Буженинова" рассказано о жизни простых людей под властью абсолютизма в XVIII веке.
«Царскосельское утро»
В настоящий сборник входят все произведения Юрия Нагибина, посвященные мастерам культуры разных времен и народов, начиная от старшего современника Шекспира, английского поэта и драматурга Кристофера Марло, мятежного протопопа Аввакума и просветителя Тредиаковского до Рахманиного, Бунина, Иннокентия Анненского и Хемингуэя.
#юрий нагибин #нагибин #подборки книг #боголюбовка #литература